{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

—начале   XX   в. и   был   связан   с   представлениями, что    это    могло    сулить    бедность. С таким толкованием обычай быто­вал у всех восточных славян и мно­гих  их   соседей.   Соединяли  брэча-щихся друг с другом и с остальными участниками  свадьбы  через  платок (хустку), ширинку, полотенце, полу одежды.     Характерным     примером служит обычай,  когда отцы брача-щихся при сговоре  били по рукам через  полу кафтана  (или надевали рукавицы), приговаривая: «Жить да богатеть, друг друга любить»

 

Расцветка одежды играла в свадеб­ных обрядах немалую роль.   В до-свадебный период часто употребля­лись белый и черный цвета. Невеста надевала  черный  шушпан,  повязы­валась  черным  платком.   Наиболее выразителен   в   этот  период   белый цвет:   белые  рукава  рубахи,   белая прошва к поневе, белое покрывало, белая  хустка,   наметка   и  т.   д. —-необходимые    принадлежности    ко­стюма невесты. Белый цвет, видимо, символизировал чистоту, невинность, печаль.   Немалое  значение   имел  и красный   цвет — красным   кушаком подпоясывались сваха при выполне­нии   своих   обязанностей,   дружка, жених и т. п., другое значение имел этот цвет во второй части свадьбы, когда он превалировал: «На свадьбе красный     цвет     бросается     всюду в   глаза»   (Чубинский,   1877,   455). В   некоторых   южнорусских   губер­ниях невеста венчалась в синей по­неве, а после венца надевала крас­ную.  Нередко упоминается о крас­ной фате невесты.  Л. М.  Сабурова отметила   большое   значение   крас­ного   цвета   в   свадебной   одежде — красную юбку невесты, ее красную шубу и т. д. (Приангарье; Сабурова, 1967а, 142). У белорусов, например, молодая  повязывала   сначала    чер­вонный пояс на себя, а потом через плечо старшему боярину. Молодой, ее дружкам, приданкам поверх на-митки или платка повязывали крас­ную ленту. Красную ленту молодая вдевала в петлицу всем приходящим (Черниговская губ.; Абрамов, 1905, 536).  После клети все гости  укра­шали   себя   кустами — бантами   из кумача  (Костромская губ.).  В  ста­рину   (в   XVIII—начале   XIX   в.) в  некоторых  местах  бытовал  крас­ный   кафтан   у   жениха.    В   конце XIX—начале XX в. красная верх­няя одежда еще сохранялась у ук­раинцев — гуцулов;     ее    шили    из сукна,  окрашенного  червецом.

У    украинцев    на    второй    день свадьбы вывешивали над домом на высоком   шесте   красную   запаску. Высказывалось   мнение   о   большом значении красного цвета в свадебной обрядности потому, что он напоми­нал   кровь   (Матейко,   1977,   115). Как пишет Е. И. Матейко, красный цвет считался в народе обладающим особыми, как бы волшебными, свой­ствами.    Он    отражал     символику любви, брака, брачной ночи. Не слу- .