{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
ли?» Кто ударял
ее, тот выбирал I ее своей невестой (Калужская,
Туль- I екая, Орловская, Черниговская губернии; Лебедева
Н. П., 1929, 13, 28). Нередко первую поневу шила сестра, а одевал брат. Впервые
ее надевалп на «велик день» (на пасху) или в другой большой праздник. В
с. Романовы Дарки (Шацкий у. Тамбовской губ.),
например, поневу надевали в год совершеннолетия
девушки, на троицу. Подруги заходили
за девушкой, чтоб идти
на праздник; брат или другой мальчик одевал ей поневу (Маслова,
1963).
В XIX—начале XX в. ношение
девушками поневы было как бы реликтом, так как понева была знаком замужества.
Обряд надевания поневы совершался до венца и происходил так: девушка бегала
по лавкам, мать же (родная или крестная) ходила за ней с поневой и причитала:
«Вскаци, дитятко, вскаци, милое»,
а она отвечала: «Хацу — вскацу, хацу —
не вскацу» (Зеленин, 1911, 239). Если
соскакивала и попадала в поневу, то ее можно сватать. Эта формула «хоцу —
вскоцу» отмечалась в
ряде мест, позже, видимо, она
была перенесена на одевание
пояса (Псковская, Вятская губернии), юбки
(Курская, Воронежская губернии) и даже сарафана. В Чер-дынском у. Пермской губ.
этот обычай был приурочен к сватанью: введенная невеста вскакивала на лавку,
начинала ходить по ней взад и вперед. Сваха держала перед нею сарафан подолом
вверх, девушка говорила: «Хочу прыгну,
хочу — нет». При согласии она прыгала, в противном
случае сваты уезжали ни с чем (Честное,
1911, 61). Поневу всегда надевали перед венцом в отличие от
«бабьего» головного убора, который, как
правило, надевался после венца (Лебедева П., 1926, 47).
Накануне свадьбы невеста вопила в переднем углу, накрытая нарядной утиркой.
Младший брат или кто-либо из других мальчиков
подходил к невесте и накрывал ее поневой. Невеста
обращалась к нему: «Братец мой мидый, не надевай-ка на меня
сухоту-заботушку, не скидай с меня девичью красоту. .
.» (д. Сумерки Темниковский у. Тамбовской губ.).
Н. П. Гринкова отмечала: в Воронежской губ., где носили юбки в качестве
традиционной одежды (а не юбки,
появившиеся под влиянием города), обычно ходили в одних
рубахах. Выражение «она надела юбку» было
синонимом «она просватана» (Гринкова,
1937, 142).
У украинцев нешитую
набедренную одежду — плахту, обгортку носили и девушки. В некоторых местах
наблюдались различия в одевании набедренной
одежды девушками и женщинами. Так, например, об-горткой (в югогзападных районах
Украины) девушки обертывали стан справа налево, а молодицы (замужние) — слева
направо (Матейко, 1977, 75).
Плахта, запаска
использовались в некоторых обрядах. У украинцев был обычай водружения корогвы, или курагова, из запаски (или
плахты). Красная или черная запаска, привязанная высоко к шесту у ворот, была
знаком поведения невесты до свадьбы, о чем
оповещалось все об
|