{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
одаривала
пояском за услуги: кто наливал воду
в рукомойник, кто зажигал
лучину, приносил яичницу, готовил постель
и т. д. (Шейнг 1890, 233, 363). В Рязанской
губ., например, когда свадебный поезд был
готов к отъезду, дружко возвращался в избу специально
за кушаком, чем подчеркивалось его особое значение (Мансуров,
1930, 9). Удары поясом сопровождались пожеланиями
удачи, способствовали ей» В Псковской губ. при отправлении свата к невесте его
ударяли пояском,, говоря при этом: «Не я быо, удача бьет» (Орехов, 1913,
305). Пояс кидали на рушник, на котором стояли в церкви брачащиеся. Мать
жениха благословляла молодых с хлебом и пояском, положенным на веко (Шейн, 1890,
261).
Связывание жениха и невесты поясом или кушаком имело
широкое распространение у восточных славян. В
Касимовском у. Рязанской губ., связав жениха и невесту, — стукали их
головами, «чтобы жили ладно да гладко». Причем кушак с себя снимал крестный
отец невесты, а потом повязывал его себе через плечо (Мансуров, 1928,
27). Ряда, наблюдался в Островском у.
Псковской губ. (в начале XX в.): человек,
якобы наделенный особой колдовской силой, за конец пояса отводил невесту вместе
с подружками в баню. В бане он опять подавал конец пояса невесте и вел ее на
полок, оставшимся же концом пояса он перевязывал невесте правую руку, ногу и
грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки — к рукам, к груди-тяе — грудина». Делалось это к тому, как
писал автор этого сообщения, чтобы муж с женой в будущем шли рука об руку, нога
в ногу, не расходились и любили друг друга. Об апотропейной роли пояса говорит
следующий обычай (первой половины XIX в.): вместе с поясом жених повязывая суровую нитку с
сорока узлами (об охранительном значении узла говорилось выше) и богородичными
молитвами. В то же время эти узлы имели отношение к представлениям о деторождении — сколько было узлов
на поясе, столько будет сыновей у молодой (Зеленин, 1914, 269). Дарение
девственного пояса было связано с обрядом, относившимся к пожеланию детей. В доме родителей на колени молодой сажали
мальчика, она целовала его и дарила девичъ пояс. Цель этого обряда, как
писал А. П. Звонков, — расположить молодую к деторождению (Елатомский у.
Тамбовская губ.; Звонков, 1889, 126).
В Калужской губ.
старухи-знахарки носили пояс с «громовыми стрелами», т. е. с белемнитами, которые
находили крестьяне. Стрелам придавали особое благожелательное значение
(Вопросы, 1927, 37).
Волосы, прическа
Обряды с волосами
играли немалую роль в восточнославянском свадебном обрядовом цикле. Подрезание
и поджигание волос у жениха во второй половине
XIX в. сохранялось у белорусов. В Виленской губ., когда
жених собирался к венцу, его одевали в амбаре или стопке — кладовой, сажали
на посад — на дежу, покрытую вывернутым кожухом (в Борисовском у. Минской губ.
— на кадку с рожью). Родители с ножницами и
«громничной» свечой подрезали ему крестообразно волосы: на лбу,
затылке, около ушей, а затем поджигали их (Шейн, 1890, 379). Прическа
имела определенную цель: злучитъ молодых. Для этого мать невесты обносила свечу вокруг голов молодых,
трижды испрашивая разрешения «дзеток
злучиць», затем, взяв
|