{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

одаривала  пояском за  услуги:  кто наливал   воду    в   рукомойник,  кто зажигал    лучину,    приносил    яич­ницу, готовил постель и т. д. (Шейнг 1890, 233, 363).  В Рязанской   губ., например,   когда   свадебный   поезд был готов  к  отъезду,  дружко  воз­вращался в избу специально за ку­шаком, чем подчеркивалось его осо­бое   значение   (Мансуров,   1930,   9). Удары  поясом  сопровождались  по­желаниями удачи, способствовали ей» В Псковской губ. при отправлении свата к невесте его ударяли пояском,, говоря при этом: «Не я быо, удача бьет» (Орехов,  1913, 305).  Пояс ки­дали на рушник, на котором стояли в церкви брачащиеся. Мать жениха благословляла молодых с хлебом и пояском, положенным на веко (Шейн, 1890,   261).

Связывание жениха и невесты поя­сом или кушаком имело широкое рас­пространение   у  восточных   славян. В Касимовском у.  Рязанской губ., связав жениха и невесту, — стукали их головами, «чтобы жили ладно да гладко». Причем кушак с себя сни­мал крестный отец невесты, а потом повязывал его себе через плечо (Ман­суров,  1928, 27). Ряда, наблюдался в Островском у. Псковской губ. (в начале XX в.): человек, якобы наделенный особой колдовской силой, за конец пояса отводил невесту вместе с подружками в баню. В бане он опять подавал ко­нец пояса невесте и вел ее на полок, оставшимся же концом пояса он перевязывал невесте правую руку, ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки — к рукам, к груди-тяе — грудина». Делалось это к тому, как писал автор этого сообщения, чтобы муж с женой в будущем шли рука об руку, нога в ногу, не рас­ходились и любили друг друга. Об апотропейной роли пояса говорит следующий обычай (первой половины XIX в.): вместе с поясом жених по­вязывая суровую нитку с сорока узлами (об охранительном значении узла говорилось выше) и богородич­ными молитвами. В то же время эти узлы имели отношение к представле­ниям о деторождении — сколько было узлов на поясе, столько будет сыно­вей у молодой (Зеленин, 1914, 269). Дарение девственного пояса было связано с обрядом, относившимся к пожеланию детей. В доме родителей на колени молодой сажали мальчика, она целовала его и дарила девичъ пояс. Цель этого обряда, как писал А. П. Звонков, — расположить мо­лодую к деторождению (Елатомский у. Тамбовская губ.; Звонков, 1889, 126).

В Калужской губ. старухи-зна­харки носили пояс с «громовыми стрелами», т. е. с белемнитами, ко­торые находили крестьяне. Стрелам придавали особое благожелательное значение (Вопросы, 1927, 37).

Волосы,   прическа

Обряды с волосами играли немалую роль в восточнославянском свадебном обрядовом цикле. Подрезание и поджигание волос у жениха во второй половине XIX в. сохранялось у белорусов. В Виленской губ., когда жених собирался к венцу, его оде­вали в амбаре или стопке — кла­довой, сажали на посад — на дежу, покрытую вывернутым кожухом (в Борисовском у. Минской губ. — на кадку с рожью). Родители с нож­ницами и «громничной» свечой под­резали ему крестообразно волосы: на лбу, затылке, около ушей, а затем поджигали их (Шейн, 1890, 379). Прическа имела определенную цель: злучитъ молодых. Для этого мать невесты обносила свечу вокруг голов молодых, трижды испрашивая раз­решения «дзеток злучиць», затем, взяв