{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
— отвозившие приданое; све-тилки — державшие свечи
(в бел. и укр. свадьбе); стряпуха или ку-ховарка — женщина,
готовившая свадебное угощение.
Важным лицом на свадьбе был вежливец,
опасный, клет-ник — человек, якобы могший отвести от молодых
злые умыслы и оградить их от власти колдунов. В XVII в. на царских свадьбах этими функциями наделялся ясельничий.
Вежливец — обязательное лицо на свадьбе в первой половине XIX в., но постепенно к началу XX в. исчезающее. Об
этом писали Н. П. Кол-пакова (относительно Пинежского края), П. В. Шейн
(о Лукояновском у. Нижнегородской губ.), Е. Р. Романов (о Гомельском у. Могилевской губ.) (Колпакова, 1929, 164; Шейн, 1902, 718; Романов, 1912, 459). Обязательным членом — участником свадьбы у украинцев и белорусов был музыка. «Без свадебного музыканта, как без плача невесты, свадьба не
в свадьбу» (Шейн, 1890,
169) У
Кроме свадебных чинов,
несших те или иные обязанности, в свадьбе принимал участие широкий круг
родственников и знакомых, а также
жители всего селения, так называемые глядельщики, '
смотрелъщики, а у украинцев запорожцы (находившиеся за порогом). Но
и они, как увидим далее, выполняли некоторые обязанности. Широкое участие сельского
коллектива выражалось в большой поддержке брачащихся, в частности в
материальной им помощи: каждый приглашенный приносил что-либо из продуктов —
хлеб, муку, калач, курицу и пр. Приглашенные обычно отдаривали за сделанные им
подарки, устраивали так называемую перезву — свадьба пировала у родственников
по очереди.
Авторы работ о свадебных обрядах восточных славян
подчеркивают важность свадебного [празднества как основного акта 'заключения
брака в крестьянской среде. Признание брака обществом в XIX в. в ряде мест считалось даже важнее
церковного обряда. Это отмечалось местами на Украине, у белорусов, в
некоторых русских губерниях2 (Смирнов А., 1878, 677). Однако
со временем венчание стало важнейшим необходимым
элементом свадьбы, так как оно
имело юридическое значение. Христианство проникало во
все обряды свадьбы, и древние дохристианские
элементы в ней сочетались с
православием или католичеством (у части белорусов).
Роль священника не всегда ограничивалась церковным обрядом венчания,
особенно в городе. Его иногда приглашали на
рукобитье,
сговор, обручение,
свадьбу; он провожал свадебный поезд
в церковь (Корнаухов, 1848, 54—56). После венца,
когда молодые отправлялись в дом к жениху, впереди шел священник с крестом, а
далее следовали молодые в
венцах (Юрьевский у.
|