{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

— отвозившие приданое; све-тилки — державшие свечи (в бел. и укр. свадьбе); стряпуха или ку-ховарка — женщина, готовившая сва­дебное угощение. Важным лицом на свадьбе был вежливец, опасный, клет-ник — человек, якобы могший от­вести от молодых злые умыслы и оградить их от власти колдунов. В XVII в. на царских свадьбах этими функциями наделялся ясельничий. Вежливец — обязательное лицо на свадьбе в первой половине XIX в., но постепенно к началу XX в. исче­зающее. Об этом писали Н. П. Кол-пакова (относительно Пинежского края), П. В. Шейн (о Лукояновском у. Нижнегородской губ.), Е. Р. Ро­манов (о Гомельском у. Могилевской губ.) (Колпакова, 1929, 164; Шейн, 1902, 718; Романов, 1912, 459). Обязательным членом — участником свадьбы у украинцев и белорусов был музыка. «Без свадебного музыканта, как без плача невесты, свадьба не в   свадьбу»   (Шейн,   1890,   169) У

Кроме свадебных чинов, несших те или иные обязанности, в свадьбе принимал участие широкий круг родственников и знакомых, а также

 

жители всего селения, так называе­мые глядельщики, ' смотрелъщики, а у украинцев запорожцы (находив­шиеся за порогом). Но и они, как увидим далее, выполняли некоторые обязанности. Широкое участие сель­ского коллектива выражалось в боль­шой поддержке брачащихся, в част­ности в материальной им помощи: каждый приглашенный приносил что-либо из продуктов — хлеб, муку, калач, курицу и пр. Приглашенные обычно отдаривали за сделанные им подарки, устраивали так называемую перезву — свадьба пировала у род­ственников  по   очереди.

Авторы работ о свадебных обря­дах восточных славян подчеркивают важность свадебного [празднества как основного акта 'заключения брака в крестьянской среде. Признание брака обществом в XIX в. в ряде мест считалось даже важнее церков­ного обряда. Это отмечалось местами на Украине, у белорусов,  в некото­рых русских губерниях2 (Смирнов А., 1878, 677). Однако со временем вен­чание   стало   важнейшим  необходи­мым   элементом   свадьбы,   так   как оно   имело   юридическое   значение. Христианство проникало во все об­ряды свадьбы, и древние дохристиан­ские    элементы   в   ней   сочетались с  православием  или  католичеством (у части белорусов).  Роль  священ­ника не всегда ограничивалась цер­ковным обрядом венчания, особенно в городе. Его иногда приглашали на рукобитье,       сговор,       обручение, свадьбу;    он   провожал   свадебный поезд в  церковь  (Корнаухов,   1848, 54—56). После венца, когда молодые отправлялись в дом к жениху, впе­реди шел священник с крестом, а да­лее   следовали   молодые   в   венцах (Юрьевский  у.