{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

в. у рус­ских, преимущественно в северных губерниях, а также в некоторых других, отражен в поэтической форме в свадебном фольклоре.

В Казанской губ.  девушки пели:

В песнях Яранского у. Вятской губ. упоминаются подарки — «цвет-рое платье», «теплая одежда», «со­болья шубка», «башмачки сафьяны», «коблучки точены, подковки золо­чены», «мыло и белила», «духи и по­мада» (Зеленин, 1904, 17). Жених дарил свои подарки на смотринах, на девипшике или в утро перед свадьбой, нередко посредником выс­тупал дружно или другие родствен­ники жениха. Дружко в день свадьбы, опоясанный полотенцем с красными узорными концами, приезжал справ­ляться о здоровье невесты и приво­дил    подарки.

]3 Архангельской губ. жених парил материю на сарафан, башмаки, чулки, гребень, зеркало, мыло, духи, девушкам — орехи  и конфеты Шмаков, 1903, 60); в Самарской губ. гостинец жениха невесте состоял из куска душистого мыла, серег, борка Сбус), спид на кофту и курника (Всеволожская, 1895, 13); в Грязо-вецком у. Вологодской губ. жених дарил невесте  зеркало,   а на него клал полусапожки, чулки, гребень, косоплетки и гостинцы (Волков И., 1905, 208—209). В Гродненском у. жених невесте вместе с башмаками присылал «руцяной венок» (из руты) и 30 коп. серебром (Шейн, 1890, 369); в башмаки клал «цукор» и «гроши» или же в один башмак на­сыпал жито, а в другой — орехи. Если первым попадался башмак с жи­том, то считалось, что жизнь у мо­лодой будет богатая (Абрамов, 1905, 524).

У белорусов родители жениха при­ходили на «дзявоцкий вечар» с по­дарками ей и ее родне — вином, хлебом, юбкой-андараком, «хварту-хом», сапогами, чепцом, платком-хусткой и т. д. (Заполъский, 1888, 17). Жених дарил матери молодой чоботы, а батьке — смушковую шапку   (Вемлля,   1970а,   251).

Основной подарок жениха — обувь и верхняя одежда (кроме того, про­дукты и гостинцы) — назывался пе­ред атъю, . или наряжалъной пере-датъю, очевидно, потому, что пере­давался он невесте кем-нибудь из родственников жениха; одаривал мо­лодой и родных  невесты.

Подытоживая изложенные мате­риалы, видим, что состав подарков жениха отличался от даров невесты. Почти везде важными составными элементами подарков были шуба (у русских) и обувь (у всех восточ­ных славян). Это — наиболее доро­гие части костюма в конце XIX— начале XX в. Первостепенное зна­чение шубы — подарка жениха — подчеркивалось тем, что дружко, возглавляя сватов, впереди нес шубу для невесты (Касимовский, Елатом-ский уезды Рязанской губ.; Мансу­ров, 1928, 23). В Воронежской губ. был такой обычай: сваха с дружкой снимали с невесты ее полушубок и надевали на нее  привезенный от жениха (Зеленин,  1914, 361).  Обряд в   Рязанской   губ.,   выполнявшийся с шубой,  говорит об  ее не только практическом, но и особом, символи­ческом, значении: шубу невесте же­них приносил перед венцом. Ею обво­дили    вокруг    печной    трубы    три раза, говоря при этом:  «Как труба от печи не отходит, так и ты (невеста) не отходи от двора». Затем- невеста надевала шубу, положив  в  правый рукав   небольшие   краюшки   от   пи­рога н хлеба, которые съедала после венца.   В   шубе   она   отправлялась в  церковь,  независимо  от  времени года (Рязанская губ.; Мансуров, 1930, 24). В этом обряде шуба как бы сим­волизировала 'Привязанность  буду-, щей жены к дому мужа. Однако не­веста стремилась показать свое не­гативное   отношение   к   подаренной женихом шубе, называя ее «неугрев-левой» (Поспелов,