{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
в. у русских,
преимущественно в северных губерниях, а также в некоторых других, отражен в
поэтической форме в свадебном фольклоре.
В Казанской
губ. девушки пели:
В песнях Яранского у. Вятской губ. упоминаются
подарки — «цвет-рое платье», «теплая одежда», «соболья шубка», «башмачки
сафьяны», «коблучки точены, подковки золочены», «мыло и белила», «духи и помада»
(Зеленин, 1904, 17). Жених дарил свои подарки на смотринах, на
девипшике или в утро перед свадьбой, нередко посредником выступал
дружно или другие родственники жениха. Дружко в день свадьбы, опоясанный
полотенцем с красными узорными концами, приезжал справляться о здоровье
невесты и приводил подарки.
]3 Архангельской губ. жених парил материю на сарафан,
башмаки, чулки, гребень, зеркало, мыло, духи, девушкам — орехи и конфеты Шмаков,
1903, 60); в Самарской губ. гостинец жениха невесте состоял из куска душистого
мыла, серег, борка Сбус), спид на кофту и курника (Всеволожская, 1895,
13); в Грязо-вецком у. Вологодской губ. жених дарил невесте
зеркало, а на него клал полусапожки, чулки, гребень, косоплетки и
гостинцы (Волков И., 1905, 208—209). В Гродненском у. жених невесте
вместе с башмаками присылал «руцяной венок» (из руты) и 30 коп. серебром (Шейн,
1890, 369); в башмаки клал «цукор» и «гроши» или же в один башмак насыпал
жито, а в другой — орехи. Если первым попадался башмак с житом, то считалось, что
жизнь у молодой будет богатая (Абрамов, 1905, 524).
У белорусов родители жениха приходили на «дзявоцкий вечар» с
подарками ей и ее родне — вином, хлебом, юбкой-андараком, «хварту-хом»,
сапогами, чепцом, платком-хусткой и т. д. (Заполъский, 1888, 17). Жених
дарил матери молодой чоботы, а батьке — смушковую шапку
(Вемлля, 1970а, 251).
Основной подарок жениха — обувь и верхняя одежда
(кроме того, продукты и гостинцы) — назывался перед атъю, . или наряжалъной
пере-датъю, очевидно, потому, что передавался он невесте кем-нибудь из
родственников жениха; одаривал молодой и родных невесты.
Подытоживая изложенные материалы, видим, что состав подарков
жениха отличался от даров невесты. Почти везде важными составными элементами
подарков были шуба (у русских) и обувь (у всех восточных славян). Это —
наиболее дорогие части костюма в конце XIX— начале XX
в. Первостепенное значение шубы — подарка жениха — подчеркивалось тем, что
дружко, возглавляя сватов, впереди нес шубу для невесты (Касимовский, Елатом-ский
уезды Рязанской губ.; Мансуров, 1928, 23). В Воронежской губ. был такой
обычай: сваха с дружкой снимали с невесты ее полушубок и надевали на нее
привезенный от жениха (Зеленин, 1914, 361). Обряд
в Рязанской губ., выполнявшийся с
шубой, говорит об ее не только практическом, но и особом, символическом,
значении: шубу невесте жених приносил перед венцом. Ею обводили
вокруг печной трубы три
раза, говоря при этом: «Как труба от печи не отходит, так и ты (невеста)
не отходи от двора». Затем- невеста надевала шубу, положив в правый
рукав небольшие краюшки от пирога
н хлеба, которые съедала после венца. В
шубе она отправлялась в церковь,
независимо от времени года (Рязанская губ.; Мансуров, 1930,
24). В этом обряде шуба как бы символизировала 'Привязанность буду-, щей
жены к дому мужа. Однако невеста стремилась показать свое негативное
отношение к подаренной женихом шубе, называя ее
«неугрев-левой» (Поспелов,
|