{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
частью убора замужних
и незамужних женщин (лишь способ довязывания был разным). Покрывало невесты
отличалось тем, что оно закрывало и лицо
невесты, а нередко окутывало ее с головы до ног. Со дня
просватания невеста покрывалась платком, а когда везли под венец,
ее нередко покрывали также шалью, скатертью и
даже одеялом. В церкви с нее снимали покрывало, но после
венчания и окручивания •снова накидывали шаль или фату. Тщательное
закрывание невесты, по •старым представлениям, являлось одним из
важнейших средств предохранения ее от злых
людей. Снимание покрывала было ответственным
моментом свадьбы, оно происходило при общем собрании родственников и
гляделыциков; сознание того, что раскрытая невеста могла подвергнуться порче,
придавало особое значение обряду.
Открывание (а делал это кто-нибудь со стороны жениха — дружко, свекор, свекровь
или сам жених) совершалось в переднем углу избы кнутом или кнутовищем
(дружки), иногда рогачом
(ухватом),
палкой, пирогами. В XVI—XVII вв. покрывало
снимали - стрелой (Сахаров, 1849,21, 24)и. Так,
обряд снятия покрова в
Вятской губ. (в первой половине XIX в.) состоял в следующем: одна из родственниц
жениха снимала с головы невесты покрывало, прикрывала им брачащихся,
вравдала им трижды вокруг них, клала его в шапку жениха
и ставила ее в передний угол (Зеленин, 1914,
411).
Демонстративная
сторона обряда была ярко выражена. Дружко, снимая покров кнутовищем своей
плети, спрашивал у всех: «Хороша ли молодая?» Ему кричали: «Хороша!»
(Тверская, Олонецкая губернии). Или свекровь подходила к невесте со
сковородником и, поднимая им шаль, спрашивала: не крива ли молодая, не слепа? (Звонков,
1889, 119).
кульминационных
моментов свадьбы (рис.
12). Как говорили: из девушки «Делали молодушку» (Каргополь-ский у. Олонецкой губ.).
Подносили окрученной новобрачной зеркало
и говорили: «Ну теперь ты, голубушка, Уже
баба». Поезжане в это время
|