{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

1929, 42). По Н. Я. Никифо-ровскому,   у   белорусов   Витебской губ,  венчающиеся не должны были надевать бус (крали),и других укра­шений из металла и камня, особенно нательных   крестов,   иначе,   по   по­верью, их жизнь будет несчастной.

Распространение   металлических   укра­шений  отмечалось  у казаков.   Так, у уральских казаков было в обычае (в XVIII в.), чтобы сваха, ехавшая с молодыми от венца, имела кольца на всех пальцах  {Чулков,  1782,  7), У терских казаков  невеста  (в   кон­це   XIX—начале   XX в.)   надевала серьги, бусы, монисто, браслеты, се­ребряный поясок (Заседателева, 1976, 327).   Возможно,   что   обилие  укра­шений у казачества объяснялось близ­кими связями с кавказскими наро­дами, для которых было характерно ношение   множества   разнообразных металлических  украшений. Сватовство было весьма"ответствен­ным делом, и не только одежда имела значение, но и ряд действий, обеспе­чивающих удачу. Например, сват запасался повойником, снятым с го­ловы замужней женщины, считая, что это поможет ему скорее «обабить» невесту (Петрозаводский у.; Левин, 1843, 221). Свата забрасывали сапо­гами,' башмаками,   лаптями,   приговаривая:   «На   счастье   и   веселье». На что  он отвечал:  «Дай,  боже,  и вам    тоже»    (Нижегородская    губ.; Терещенко, 1848, 261). Под ноги свату бросали шубу мехом вверх (Орехов, 1903, 306). Старший по возрасту про­износил различные пожелания, зву­чавшие      как       бы      заклинанием: «Сдвину столешницу, сдвину и сер­дечную!»   (Кривошапкин,   1865,   54). Сватам,  старостам давалась в руки палка-посох, с которым они отправ­лялись   выполнять  возложенное  на них    поручение.    В    Лукояновском у.   Нижегородской   губ.   атрибутом свахи  был  ухват,  она  садилась на лавку под матицу,  держа  в  руках ухват   рогами   вверх   (Шейн,   1900, 715).   По-видимому,   железные  рога ухвата  имели  апотропейное   значе­ние, как и рыболовная сеть, одевав­шаяся   свахой   под   платье 17.

Если в начальный период сватов­ства вся обрядность выражала поже­лание [удачного исхода его, то после сватовства одежда участников свадьбы, особенно будущих поезжан, отражала их новое положение. На за-ручинах (у украинцев) сваты гово­рили: «Дайте ж нам значки, щоб люде знали, що ми уже висватали». Им давали платки и рушники, кото­рые они навешивали на себя (Чу-бинспий, 1877, 599). Платки, руш­ники большому дружке повязывали через правое плечо, а младшему —• через левое. Прикалывали банты на рукава кафтанов. Иногда отметкой сватов был кусок белого ситца ар­шина полтора, один конец которого привязывали-к поясу, а другой засо­вывали в карман (Шейн, 1890, 360). Кроме того, украшали шапки, у ук­раинцев и белорусов — квиками. Дружно невесты надевал венок из руты или барвинка. Каравайницы (ншшкарнищ, шшнкобгайнищ), изго­товлявшие каравай и шишки на украинской свадьбе, надевали празд­ничные наряды, а голову украшали барвинком.