{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
1929, 42). По Н. Я.
Никифо-ровскому, у белорусов Витебской
губ, венчающиеся не должны были надевать бус (крали),и других украшений
из металла и камня, особенно нательных крестов,
иначе, по поверью, их жизнь будет несчастной.
Распространение металлических украшений
отмечалось у казаков. Так, у уральских казаков было в обычае
(в XVIII в.), чтобы сваха, ехавшая с молодыми от венца, имела
кольца на всех пальцах {Чулков, 1782, 7), У терских
казаков невеста (в конце XIX—начале XX в.) надевала серьги, бусы, монисто,
браслеты, серебряный поясок (Заседателева,
1976, 327). Возможно, что
обилие украшений у казачества объяснялось
близкими связями с кавказскими народами, для которых было характерно
ношение множества разнообразных металлических
украшений. Сватовство было весьма"ответственным делом, и не только одежда имела значение, но и ряд действий, обеспечивающих
удачу. Например, сват запасался повойником, снятым с головы замужней женщины,
считая, что это поможет ему скорее
«обабить» невесту (Петрозаводский у.; Левин, 1843, 221). Свата
забрасывали сапогами,' башмаками, лаптями,
приговаривая: «На счастье и
веселье». На что он отвечал: «Дай, боже, и
вам тоже» (Нижегородская
губ.; Терещенко, 1848, 261). Под ноги свату бросали шубу мехом вверх (Орехов,
1903, 306). Старший по возрасту произносил различные пожелания, звучавшие
как бы
заклинанием: «Сдвину столешницу, сдвину и сердечную!»
(Кривошапкин, 1865, 54). Сватам,
старостам давалась в руки палка-посох, с которым они отправлялись
выполнять возложенное на них
поручение. В Лукояновском у.
Нижегородской губ. атрибутом свахи был
ухват, она садилась на лавку под матицу, держа в
руках ухват рогами вверх (Шейн,
1900, 715). По-видимому, железные рога
ухвата имели апотропейное значение, как и рыболовная
сеть, одевавшаяся свахой под платье 17.
Если в начальный
период сватовства вся обрядность выражала пожелание [удачного исхода его, то
после сватовства одежда участников свадьбы, особенно будущих поезжан, отражала
их новое положение. На за-ручинах (у украинцев) сваты говорили: «Дайте ж нам
значки, щоб люде знали, що ми уже висватали». Им давали платки и рушники, которые
они навешивали на себя (Чу-бинспий, 1877, 599). Платки, рушники
большому дружке повязывали через правое плечо, а младшему —• через левое.
Прикалывали банты на рукава кафтанов. Иногда отметкой сватов был кусок белого
ситца аршина полтора, один конец которого привязывали-к поясу, а другой засовывали
в карман (Шейн, 1890, 360). Кроме того, украшали шапки, у украинцев и
белорусов — квиками. Дружно невесты надевал венок из руты или барвинка.
Каравайницы (ншшкарнищ, шшнкобгайнищ), изготовлявшие каравай и шишки на
украинской свадьбе, надевали праздничные наряды, а голову украшали барвинком.
|