{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
XIX в. был лишь
реминисценцией когда-то существовавшей
купли невесты.
О происхождении обряда подстригания
волос исследователи говорили следующее: М.
В. Запольский (а позднее М. Н. Никольский) на основании большого
сравнительного материала пришли к выводу, что подстригание волос жениха
(входившее у белорусов в обряд посада) восходит к обычаю посвящения юношей в
разряд взрослых мужчин (Запольский, 1893, 43). В одной из песен,
сопровождавших посад жениха, были такие слова: «Подстрыгайся, Янечка, з
робяцкага стану, да у мужскую славу» (Никольский,
1956, 115). Эти слова позволили
заключить, что «происхождение обряда посада жениха коренится в глубокой
первобытнообщинной древности, восходит к одному из составных элементов сложной церемонии посвящения юношей при достижении ими половой зрелости» (Николъский,
1956, 115). Подрезание волос девушки рассматривалось исследователями как
знак подчинения мужу в патриархальном обществе
(Запольский, 1893, 58). Эта символика хорошо выражена в старинной
водской свадьбе: жених срезал косу, а мать, передавая ее, говорила: «Возьми
косу вместе с головой, будь ее господином, а она будет твоей рабой» (Прыткова, 1930, 327). Значение
отрезания волос (а затем прятания их, см. ниже) осмыслялось как своеобразный
акт передачи девушки жениху. В дальнейшем с
переменой прически и головного убора как бы закреплялась власть мужа и переход
женщины в его род.
Девичьи головные уборы
Девичья
коса — дивъя красота, красная
красота, воля (рус), дзявоцкая
краса (бел.) олицетворяла девичество, вольное житье в родительском
доме.' Прощание с косой занимало большое место в белорусской,
русской, особенно в севернорусской свадьбе.' Прощанию с красной
красотой посвящено много
поэтических причетов н песен. Красной красотой называлась коса, лента в
косе, иногда коса, сплетенная из льна, девичья перевязка
в виде обруча, венца; иногда дивью красоту олицетворяло наряженное деревце
(елка, сосенка), репей,
«убанченный веник». Распространение разных видов
дивьей красоты и связанных с нею поэтических образов даны в статье И. М.
Колес-ницкой и Л. М. Телегиной «Коса и красота в свадебном фольклоре восточных
славян» {Колесницкая, 1977, 112—122).
В этой работе обобщен материал о
красоте, распространении ее видов,
поэтому здесь подробно эти вопросы рассматриваться не будут.
Остановлюсь лишь на некоторых символических
образах. Оплакивая расставание с
вольной волей (в русской свадебной обрядности), невеста
обращалась к красной красоте как к живому существу: «Уж как
пошла моя воля великая, пошла вон из
светлицы и пошла на калинов мост. . . пошла она заохала, зарыдала
и заплакала, на меня да рассер-дилася, повеки она не сулилася. . .» Далее говорится, что пошла воля «по первой
дорожке», там — медведь лежит со
медведицей — свекор со све-кровушкой,
на другой «нуте-дороженьке» лежит змей со змеятами —
|