{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Делала невеста подарки и причту— попу, диакону, псаломщику — ткань, большею
частью полотенца.
Особую группу составляли дары, являвшиеся в прошлом, по-видимому, умилостивительными подарками
невесты духам дома, двора (в которых ей придется
жить), источника и пр. М. Хейкинмяки, подробно исследовав вопрос о
подарках невесты у финнов и эстонцев, считает не без оснований, что эти дары —
пережиток жертвоприношений духам (Не1-ЫптаЫ, 1970,
130—143). Выше упоминалось об оставлении полотенца на кадке
в бане (хотя его брал себе дружко). Более прямое указание на умилостивление «жихаря», или «баен-ного»,
записано в с. Нименьга Онежского у., где одна из жительниц рассказала, что
она «положила сороку в бане — жихарихе» (Маслова, 1948). Перед
отправлением к венцу белорусская невеста вешала пояса в тех местах или над
теми предметами, от которых ожидала благополучия. Желая
хлебного довольства, вешала пояс в амбаре,
скота — в хлеву, имущества — над сундуком (Ники-форовский,
1897, 58). Во всех этих действах
отразились древнейшие еще языческие
представления крестьян.
С
большим почтением невеста относилась к
переднему углу избы, к порогу и печи, отвешивая им земные поклоны. На печь
невеста нередко бросала поясок, трижды кланялась печке, а потом уже иконам (Шейн,
1890, 175). Большое значение имело полотенце: одно из лучших вешали в
переднем углу на иконы.
Невеста старалась
задобрить духов нового местожительства: бросала поясок в ведро с водой (когда
впервые шла к источнику), деньги в реку, «чтоб матушка быстрая реченька платье
не унесла» (Материалы, 1926, 156). В Гродненской губ. молодая, пришедшая
впервые на колодец за водой, клала около него хлеб, пирог, сыр, деньги (Зеленин,
1914, 458).
Если молодым приходилось ехать
к венцу мимо мельницы, то мельник останавливал ее;
молодая дарила ему пояс, чтобы мельник снова пустил воду, в
противном случае ехать было нельзя (Зеленин, 1915,
689). Таким образом, подарки невесты, имея
материальную, практическую и показательную ценность играли и
определенную символическую роль. В основе некоторых из них хотя и
слабо (в конце XIX—начале XX в.),
прослеживаются следы языческих представлений
(соединительных, уми-лостительных обрядов).
Дары жениха
Подарки жениха
состояли из верхней одежды, обуви,
украшений. О подарках жениха писали еще в XVII в. Жених присылал своей невесте все перечисленные
предметы, а также ларец с румянами, гребнем, зеркалом (Олеарий, 1906,
217); в ларчике были еще иголки, булавки, ножницы и новая плеть (Сахаров,
1849, 28).
Обычай присылать коробку или ла--ови в подарок невесте
во второй половине XIX—начале
XX
|