{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
одеяла
(войлок для подстилки давал жених); кроме
того, молодая должна была иметь полотенца, столешник, полог для
перевозки зерна, мешок для муки и т. д. (Всеволжская,
1895, 7).
Размеры приданого, его состав
зависели от многих обстоятельств, прежде
всего от состоятельности крестьянской семьи. Так, в Холмогорском у.
Архангельской губ. в 70-х годах XIX в.
приданое беднейших невест ценилось в 5—10 руб. (сколько на себе, да еще немного одежды) 3, у невесты
среднего достатка — в 30—50 руб., а у богатой до 300 руб. и как редкое исключение
— дороже (Ефименко, 1873, 19). У девушек среднего состояния было до десяти и более рубах, до десяти будничных
сарафанов (холщовых и ситцевых); их
хватало лет на 10. У богатых в приданое входило до 30— 50 рубах,
шелковые, шерстяные и другие сарафаны. Крестьянки, которые имели родственников в городах, перенимали городскую одежду. В состав их приданого входило
драповое пальто, салоп на лисьем меху, шали, муфты,
серьги, браслеты, жемчуг.
Предметы
одежды, естественно, различались по народам и регионам (см. Приложение). Если на Севере и в центральных губерниях России в приданое входили сарафаны, то в южных губерниях
— поневы, у украинцев— плахты, запаски, очипки, у белорусов кроме холста и рубах, —• сермяги, наметки,
гарсеты и т. д.
Количество
и ценность одежды зависели от
состоятельности семьи, но большую роль играли трудоспособность и мастерство невесты и ее матери.
Те, у кого не
доставало какой-нибудь части костюма, занимали ее у односельчан на время
свадьбы. К
началу XX в. особенно часто это практиковалось
для головных уборов. В это время традиционные одежды и уборы вышли из всеобщего употребления и нередко
сохранились в небольшом числе, иногда в единственном
экземпляре на все селение. Так, в Муромском у. Владимирской губ. уже в конце XIX в. невесты большого села пользовались одним кокошником (обычно носили сороки; Маслова,
1927). В Каргополыцине, где сравнительно долго носили традиционные
головные уборы, их также имели не все.
«Земцузнию пере-вязоцку» для невесты, кокошник и «золотой плат» для
молодой неимущие занимали у родственников
или соседей (Дурасов, 1977).
В Белозерском крае, как отметили Б.М.иЮ. М. Соколовы, красота —
девичья перевязка из золотой парчи и подвенечная рубаха были единственными на
всю деревню (Соколовы, 1915, 350).
|