{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

одеяла (войлок для подстилки давал жених); кроме того, молодая должна была иметь полотенца, столешник, полог для перевозки зерна, мешок для муки и т. д. (Всеволжская, 1895, 7).

Размеры приданого, его состав за­висели от многих обстоятельств, прежде всего от состоятельности крестьянской семьи. Так, в Холмо­горском у. Архангельской губ. в 70-х годах XIX в. приданое бедней­ших невест ценилось в 5—10 руб. (сколько на себе, да еще немного одежды) 3, у невесты среднего до­статка — в 30—50 руб., а у богатой до 300 руб. и как редкое исключе­ние — дороже (Ефименко, 1873, 19). У девушек среднего состояния было до десяти и более рубах, до десяти будничных сарафанов (холщовых и ситцевых); их хватало лет на 10. У бо­гатых в приданое входило до 30— 50 рубах, шелковые, шерстяные и другие сарафаны. Крестьянки, кото­рые имели родственников в городах, перенимали городскую одежду. В со­став их приданого входило драповое пальто, салоп на лисьем меху, шали, муфты,   серьги,   браслеты,   жемчуг.

Предметы одежды, естественно, раз­личались по народам и регионам (см. Приложение). Если на Севере и в цен­тральных губерниях России в при­даное входили сарафаны, то в южных губерниях — поневы, у украинцев— плахты, запаски, очипки, у белору­сов кроме холста и рубах, —• сермяги, наметки, гарсеты и т. д.

Количество и ценность одежды зависели от состоятельности семьи, но большую роль играли трудоспо­собность и мастерство невесты и ее матери.

Те, у кого не доставало какой-нибудь части костюма, занимали ее у   односельчан   на   время   свадьбы. К началу XX в. особенно часто это практиковалось для головных убо­ров. В это время традиционные одежды и уборы вышли из всеобщего употребления и нередко сохранились в небольшом числе, иногда в един­ственном экземпляре на все селение. Так, в Муромском у. Владимирской губ. уже в конце XIX в. невесты боль­шого села пользовались одним ко­кошником (обычно носили сороки; Маслова, 1927). В Каргополыцине, где сравнительно долго носили тра­диционные головные уборы, их также имели не все. «Земцузнию пере-вязоцку» для невесты, кокошник и «золотой плат» для молодой неиму­щие занимали у родственников или со­седей (Дурасов, 1977). В Белозерском крае, как отметили Б.М.иЮ. М. Со­коловы, красота — девичья пере­вязка из золотой парчи и подвенеч­ная рубаха были единственными на всю деревню  (Соколовы,  1915, 350).