{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Мужней женой меня назвали
То Ивана, то Васильевича,
Вот слугой меня назвали,
То Василия, то Антоновича (свекор)
Вот
слуга то будет верная,
Живучая
да неизменная!
Свахи в это время обводили
невесту
вокруг стола и одевали ей на голову
моршень (головной убор) (Чесноков
1911, 80-82).
Обряд окручивания у
восточных славян сопровождался протестом невесты
одеванию женского головного-убора. В XIX—начале XX в. протест
носил лишь символический характер. Но
происхождение его имело, вероятно, в прошлом реальную основу,
т. е. выражало бесправное-положение молодой женщины в большой
семье мужа. В XIX—начале XX в. этот обычай уже выполнялся большей частью по традиции, в угоду общественному мнению.
Окручивали невесту свахи (иногда им помогали золовки), крёстная
мать, сам молодой. У русских, как правило,
это происходило после венца в церкви (в
церковной сторожке, тра- дезной, в приделе, на паперти) или в доме
молодого. При подаче третьей «ествы» невеста вставала из-за стола,
и ее уводили окручивать (Криво-шапкин,
1865, 123). У украинцев и белорусов
часто окручивали в доме невесты по приезде из церкви, перед отъездом к жениху
или после брачной ночи. Для
этого чаще всего уходили в особое помещение: отдельную
избу, сени, комору, «на
под-клет», за занавеску, отделяли ото
всех протянутой фатой, платком. У белорусов
свекровь завивала невесту на гумне (Шейн, 1890,
204). Косы нередко заплетали две свахи, стараясь сделать их как можно туже.
Сваха невесты заплетала левую косу, сваха жениха — правую, и чья сваха раньше
успеет, тот и будет якобы главенствовать в доме. В некоторых местах волосы, не
заплетая, накручивали на обруч — хамовку, кибалку, сверху покрывая чепцом и
наметкой (главным образом — украинцы, белорусы). Окручивание
производилось после или перед, а то и во время раздачи
каравая. Окрученная невеста склонялась головою к
поставленному на стол караваю. Хлеб был обязательным
элементом этого обряда у всех трех народов. В белорусской
свадьбе каравай и чепец приносила из клети мать, все это клалось на стол (Шейн,
1890, 266). Хлебной горбушкой разбирали ряд при расчесывании
волос, а веретеном подправляли волосы (Каргопольский у. Олонецкой губ.).
|