{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Мужней женой меня назвали

То Ивана, то Васильевича,

Вот слугой  меня  назвали,

То Василия, то Антоновича (свекор)

Вот слуга то будет верная,

Живучая да неизменная!

 

Свахи в это время обводили невесту
вокруг стола и одевали ей на голову
моршень (головной убор)  (Чесноков
1911, 80-82).
                         

Обряд  окручивания у восточных славян сопровождался протестом не­весты одеванию женского головного-убора. В XIX—начале XX в. про­тест носил лишь символический ха­рактер. Но происхождение его имело, вероятно, в прошлом реальную ос­нову,   т.   е.   выражало   бесправное-положение молодой женщины в боль­шой  семье  мужа.   В   XIX—начале XX в. этот обычай уже выполнялся большей частью по традиции, в угоду общественному мнению.

Окручивали невесту свахи (иногда им помогали золовки), крёстная мать, сам молодой. У русских, как пра­вило, это происходило после венца в церкви (в церковной сторожке, тра- дезной, в приделе, на паперти) или в доме молодого. При подаче третьей «ествы» невеста вставала из-за стола, и   ее   уводили   окручивать   (Криво-шапкин,   1865,   123).   У   украинцев и белорусов часто окручивали в доме невесты по приезде из церкви, перед отъездом к жениху или после брач­ной   ночи.   Для   этого   чаще   всего уходили в особое помещение: отдель­ную  избу,   сени,   комору,   «на  под-клет»,   за   занавеску,   отделяли  ото всех   протянутой   фатой,   платком. У белорусов свекровь завивала не­весту на гумне  (Шейн,   1890,  204). Косы нередко заплетали две свахи, стараясь сделать их как можно туже. Сваха невесты заплетала левую косу, сваха жениха — правую, и чья сва­ха раньше успеет, тот и будет якобы главенствовать в доме. В некоторых местах волосы, не заплетая, накручи­вали на обруч — хамовку, кибалку, сверху покрывая чепцом и наметкой (главным  образом — украинцы,   бе­лорусы). Окручивание производилось после или перед,   а то и во время раздачи   каравая.   Окрученная   не­веста склонялась головою к постав­ленному на стол караваю. Хлеб был обязательным   элементом   этого   об­ряда у всех трех народов. В белорус­ской свадьбе каравай и чепец при­носила из клети мать, все это клалось на стол (Шейн, 1890,  266). Хлебной горбушкой разбирали ряд при рас­чесывании волос,  а веретеном под­правляли волосы (Каргопольский у. Олонецкой губ.).