{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Отметим значение правой ноги и
правой руки в представлениях крестьян. В правой ноге больше силы и уве^
ренности (Кривошашин, 1865, 54). При
входе в дом будущего мужа
молодая переступала порог обязательно
правой ногой. При выходе из избы каждый из участников
свадьбы должен был переступить порог правой ногой, в ней
больше уверенности, она как бы
содействовала благополучному выполнению того
Правой руке также придавалось
большое значение. Невеста и жених держатся (через
платок) правыми руками. Выше упоминалось о шубке длинный рукав, где
длинным делали правый рукав, так как именно им невеста соединялась с
женихом. Жених, одеваясь к венцу, накидывал
нарядный рушник, один конец которого засовывал за пазуху, а другой ■ закладывал
в правый рукав; когда он крестился, рушник поднимался
вместе с рукой (Шереметева, 1929, 44).
Парубок держал венец в церкви над молодым обязательно
правой рукой, левою — не разрешалось (Чубинский, 1877, 566). На правую
руку одевалось кольцо; в вологодской песне пелось Обряды с обувью на свадьбе
можно подразделить на две группы: обряды с новой обувью и обряды со старой
обувью. Первая группа частично была
рассмотрена в разделе о подарках жениха. К этому нужно добавить обычай снимать
сапоги с мужа молодой, еще распространенный во второй половине XIX—начале XX в. у
всех восточных славян и многих их соседей, Когда молодые оставались
одни в клети или
коморе, молодая должна была разуть мужа. Она снимала с него сначала правый
сапог, в котором находила деньги и брала их себе.
В Сарапульеком у. Вятской губ. это называлось утренний дар (Богаевспий, 1889,
16). Разувание мужа означало подчинение
или иного деда. Сваха, отправляясь сватать, выходила на крыльцо, ступала на
первую ступень правой ногой, говоря: «Нога моя стой твердо и крепко, так
и слово мое твердо и метко. . . что задумано, то исполнится» (Липинская,
Сафъянова, 1978, 187—188).,
Этим значением правой ноги
определялось значение обуви с правой ноги: в нее клали
деньги, сыпали зерно и т. д. Жених в свой правый сапог
клал деньги на все время свадьбы, и это должно было
принести ему богатство. У белорусов мать невесты клала в правый башмак
дочери два ржаных колоса,
насыпала в обувь льняное семя.
По словам Никифоровского, этим она как бы призывала плодородие и обилие в
хозяйство супругов (Никифо-ровский, 1897, 58).
Украшения
|