{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Фольклорный материал дает представление о женихе и невесте,
их прическе, одежде. В нем можно уловить опоэтизированный идеал красоты
жениха и невесты. Так, воспеваются кудри жениха:
Чаще всего в песнях всех восточных славян упоминаются русые
кудри, иногда — желтые (Олонецкая губ.),. а также черные:
У русских часто жених рисовался «вобела кудреват»; в
Сибири встречался термин «маганый» ■— белокурый (Енисейская губ.; Терещенко,
1848, 603). Лицом жених представлялся бел и румян: «детина кровь с
молоком» (Псковская губ.; Шейн,. 1900, 536); «у него лицо белей снега
белого, брови, как у черного соболя пробежного, очи, как у ясного сокола у
пролетного» (Чееноков, 1911, 73).
На Украине, после получения согласия невесты на
брак, старосты с рушниками через плечо отправлялись по селению и так хвалили
жениха: «хлопец — красавец русоволосый, чуб длинный, усы казацкие, глаза
блестящие» (Терещенко, 1848,. 495). Отмечался высокий рост.;-, и
стройность жениха: «со тонка вы-сокошенек» (Кривошапкин, 1805, 99); его
удаль («удалый добрый молодец»), деликатность:
Изображение характерных особенностей одежды составляли
неотъемлемое дополнение к внешнему и внутреннему облику жениха . (и невесты).
Образ девушки-невесты рисует известная русская песня: «Она
ростом невеличка, лицом круглоличка, во всю щеку румяница завсегда играет»
(Левенский у. Орловская губ.). О круглолнкости девицы поется и в другой песне:
«. . .Девица, девица, бела/круглолица. . .» (Зырянов, 1969, . 77).
4ащё всего к невесте предъявлялись требования, чтоб она была
«тельна», т. е. дородна (Архангельская губ.; Ефименко, 1869, 34: Оренбургский
у.; Шейн 1900, 751). Идеалом красоты ■ были здоровье и
физическая сила.
Украшение девупгкя-кевееты — русая коса, которой отведено много
места в восточнославянских свадебных причитаниях и леснях. Она связывалась с
представлением о девичестве. В украинских восхвалениях невесты упоминается
«коса долгая, до колен, и черная, как смоль» (Терещенко, 1848, 495). У
невесты лицо белое с румянцем(«61до личко» — укр.; «белае личка» -— бел.), «как
маков цвет». «Кари очи», «черны •брови» воспеваются, особенно украинцами.
В песнях отмечается стат-
ность и спокойная, полная достоинства походка
невесты:
Сама с собой аккуратнепъпая Во походочке
статненъкая, Пойдет мимо, точно пава проплывет, Слово скажет, точно
лебедь прокричит. (Казанская губ.; Можароеспий, 1907, 90)
Немалое значение, а часто основное, имели зажиточность и
достаток невесты (и жениха).
Особое внимание обращалось на их работоспособность, в
частности, на умение невесты прясть, ткать, справляться с разными
крестьянскими работами. В украинской песне говорится:
Косметика
|