{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

или повя­зывали свернутый платок (оставляя верхнюю  часть  головы   открытой), а за неделю или две до свадьбы на­девали венок из цветов, к косе же прикрепляли   до   20   разноцветных лент которые покупал жених (Харь­ковский у., ОЛЕАЭ, 18916). Просва­танная  девушка   вплетала   в   косу ленту   и   прикалывала    квътку   из

ленты.

Интересны головные уборы сгово-рёнки на Русском Севере. Так, в Во­логодской   губ.,   где   девушки   еще в   конце  XIX   в.   носили   повязки, вышитые золотой нитью, сговорёнка надевала повязку с натемником кружком или овалом из ткани (также вышитыми золотом), прикрывавшим ей макушку (см.   Приложение). Это был переходный тип головного убора от   девичьего   к   женскому   (Моло-това, 1972, 286—288). В Вологодской губ.' вместе   с   девичьей   повязкой надевали  так  называемый   честной колпак — вязаный, конической фор­мы — свидетельство того, что девуш­ка _ невеста и одновременно  знак ее невинности (Гринкова, 1936, 32). Специальным  убором  просватанной девушки  в  Пинежском  крае   была плачея, по всей видимости, древнего происхождения (рис. 10). Ее твердая часть   копытообразной   формы,   от­крытая сверху, делалась из просте­ганного холста; с наружной стороны она  украшалась  разноцветным   би­сером.  Особый  свадебный  венчаль­ный головной убор коруна (конура) сохранялся до конца XIX в. в Вологодской губ., а также в некоторых губерниях, прилегающих к ней (см. Приложение).   Коруна,   как   и   не­которые


другие  венцы,   надевалась поверх девичьей повязки (рис.  11). В ней невеста ехала к венцу. Жем­чужные или парчовые головные уборы составляли   большую  ценность  для крестьянской   семьи,   они   входили в приданое, передавались от матери к  дочери.

У украинцев и белорусов делались также специальные уборы для венца. Венчальный убор —• голову — изго­товляли в виде обруча из коры дерева, обернутого вышитым полотенцем (Брестская обл.; Пашкова, 1978, 43). Украинки делали вешльные вшки, широко используя живые цветы.