{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
или повязывали свернутый платок (оставляя
верхнюю часть головы открытой), а за неделю или две до
свадьбы надевали венок из цветов, к косе же прикрепляли
до 20 разноцветных лент которые покупал жених (Харьковский
у., ОЛЕАЭ, 18916). Просватанная девушка вплетала
в косу ленту и
прикалывала квътку из
ленты.
Интересны головные уборы сгово-рёнки на Русском
Севере. Так, в Вологодской
губ., где девушки еще в
конце XIX в.
носили повязки, вышитые
золотой нитью, сговорёнка надевала повязку с натемником — кружком или овалом из ткани (также вышитыми
золотом), прикрывавшим ей макушку (см. Приложение). Это был переходный тип головного убора от девичьего к
женскому (Моло-това,
1972, 286—288). В Вологодской губ.'
вместе с девичьей повязкой надевали так называемый честной
колпак — вязаный, конической формы — свидетельство того, что девушка _ невеста и
одновременно знак ее невинности (Гринкова, 1936, 32). Специальным убором просватанной девушки
в Пинежском крае была плачея,
по всей видимости, древнего происхождения (рис. 10). Ее твердая часть копытообразной
формы, открытая сверху, делалась из простеганного холста; с наружной стороны она
украшалась разноцветным бисером. Особый свадебный венчальный головной
убор коруна (конура) сохранялся до конца XIX в. в Вологодской губ., а также в некоторых губерниях,
прилегающих к ней (см. Приложение). Коруна,
как и некоторые
другие
венцы, надевалась поверх девичьей повязки (рис. 11). В ней
невеста ехала к венцу. Жемчужные или
парчовые головные уборы составляли большую
ценность для крестьянской семьи, они
входили в приданое, передавались от матери к дочери.
У украинцев и
белорусов делались также специальные уборы для венца. Венчальный убор —• голову — изготовляли в виде обруча из коры дерева, обернутого вышитым полотенцем (Брестская обл.; Пашкова, 1978,
43). Украинки делали вешльные вшки, широко используя живые цветы.
|