{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
1890,
273). Гости, взяв рубаху, отправлялись под
предводительством дружки к родителям невесты
(Чубинский, 1877, 450); или свекровь
выносила рубаху на тарелке,
взмахивала ею 2—3 раза и убирала; сваха наряжала
веник и плясала с ним (Юрьевецкий у. Костромской губ.). Иногда целопшую
рубаху возили, как знамя, по селению, но в начале XX в. это было уже редкостью.
Рубаха была знаком «честности» молодой и пир по поводу це-лошной рубахи
назывался в некоторых местах калинкой (Курская,
Орен-бургская, Саратовская губернии).
Калина символизировала потерю девичества у всех трех
восточнославянских народов. Ею украшали венки для
молодых, шаблю, каравай и т. д.
Обряды
с рубахой-калинкой, а также с украинским кураговом,
демонстрировавшие поведение невесты, вероятно, имели значение не только и
даже не столько для брачащейся •пары, сколько для всего коллектива, так как он
принимал в этих обрядах самое активное участие. Следует отметить,
что прежде требование невинности предъявлялось не
только невесте, но и жениху (Заполъский, 1893,
32). У белорусов, например. ни невеста, ни
жених никогда не садились на посад,
на дежу, если невинность того или другого
была нарушена. Существовало представление, что сказавшему неправду, впоследствии
не будет счастья.
Винности исчезло раньше,
чем по отношению к невесте, к которой это требование
сохранялось в некоторых местах до XIX—начала XX в. Однако первоначальный смысл этих
обрядов был забыт. Вероятно, прав Е. Г. Кагаров, который, основываясь на
работах ряда исследователей, утверждал, что обряды
с целодшой рубахой связаны с представлениями о заключающейся в ней
апотропейнбй и оплодотворяющей силе (Кагаров,
|