{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Обычай отличать венками различ­ные чины свадебного ритуала был широко распространен у украинцев и белорусов. Еще Боплан (XVII в.) отметил, что когда молодые созы­вали парубков и девчат «скликать родичей на в!силля», в знак этого полномочия им давали по венку, ко­торый надевался на руку (Вешлля, 1970а,   65).

Сваха и дружно во многих местах отличались особенностями костюма, головного убора, атрибутами. Св у русских поверх повойника иногда покрывалась  белой кисеей   в  3  ар­шина   длиною,   завязывала   ее   под подбородком, а концы прихватывали поясом.   Белорусская  сваха   (в  По­лесье) сверх наметки надевала  ша­почку,   изготовленную  из   гофриро­ванной   бумаги,   с  прикрепленными сзади  шелковыми   лентами   или  на наметку надевала повязку, украшен­ную   нашивками   из   другого   мате­риала. Вверху в виде двух рожков укреплялись пучки крашеных перьев (Молчанова,  1968,  167).  Особый го­ловной убор у свахи имелся у мно­гих  соседних  народов,  в  частности у   мордвы   (Белицер,   1973,   154).

Нарядную  одежду  свахи  воспе­вали  в  песнях:

Сватенки шубочка атласная, Кушак-то   красной, ■   Фата-то   шелкова, На   голове   кокошник, Па-голь  золотой. . .

(Орвин,  1896, 99)

Дружно, помимо платка или руш­ника, повязанного через плечо или по поясу, и отметок на шапке18, имел особые атрибуты, соответство­вавшие его действиям. За поясом у дружки — плеть — важный атри­бут, иногда еще складной нож и пи


разнообразны   у   населения   горной части Украины; тщательно отделан ные,   они  представляют  подлинные произведения   искусства    (Жолтов

с металлической закрученой рукоят яоиитотрщ