{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Обычай отличать венками
различные чины свадебного ритуала был широко распространен у украинцев и
белорусов. Еще Боплан (XVII в.)
отметил, что когда молодые созывали парубков и девчат «скликать родичей на
в!силля», в знак этого полномочия им давали по венку, который надевался на
руку (Вешлля, 1970а, 65).
Сваха и дружно во многих местах отличались
особенностями костюма, головного убора, атрибутами. Св у русских поверх
повойника иногда покрывалась белой кисеей в 3 аршина
длиною, завязывала ее под подбородком, а
концы прихватывали поясом. Белорусская сваха
(в Полесье) сверх наметки надевала шапочку,
изготовленную из гофрированной
бумаги, с прикрепленными сзади шелковыми
лентами или на наметку надевала повязку, украшенную
нашивками из другого материала. Вверху в
виде двух рожков укреплялись пучки крашеных перьев (Молчанова, 1968,
167). Особый головной убор у свахи имелся у многих соседних
народов, в частности у мордвы (Белицер,
1973, 154).
Нарядную одежду свахи воспевали
в песнях:
Сватенки шубочка атласная, Кушак-то
красной, ■ Фата-то шелкова, На
голове кокошник, Па-голь золотой. . .
(Орвин, 1896, 99)
Дружно, помимо платка
или рушника, повязанного через плечо или по поясу, и отметок на шапке18,
имел особые атрибуты, соответствовавшие
его действиям. За поясом у дружки — плеть — важный атрибут, иногда еще
складной нож и пи
разнообразны у
населения горной части Украины; тщательно отделан
ные, они представляют подлинные
произведения искусства (Жолтов
с металлической закрученой
рукоят яоиитотрщ |
|