{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
В Онежском и Кемском уездах Архангельской губ. жених давал
отцу невесты деньги на подъем — вино (Шейн, 1900, 377). В Петрозаводском
у. жених давал деньги за невесту, т. е. деньги под дары, предназначавшиеся
жениховой родне; в соответствии с суммой полученных денег заготовлялись дары (Левин,
1893, 221). В Сарапульском у. Вятской губ. деньги, дающиеся при кладке,
или также в помощь отцу невесты — сделать жениху подарки (Богаев-ский,
1889, 13).
Следует различать русскую кладку, которую иногда
называли выкупом, калымом, от собственно калыма (Зорин, 1976, 150—151),
с которым некоторые авторы ее отождествляли. Существенное различие между ними
в том, что собственно калым, известный в прошлом у многих народов (в частности
в Средней Азии), был платой родителям за невесту, кладка же шла на одежду
невесты, на свадебные расходы — подарки жениху и его родственникам. Отсюда
происходят названия кладки — на скруту, поневестины.
Название кладки калымом, выкупом характерно главным образом
для восточных губерний России (для Верхнего и Среднего Поволжья) и Сибири. Этот
термин применялся у татар, мордвы-мокши, чувашей (Паллас, 1809, 144) и
других поволжских народов. Уплата родителям денег за невесту, сходная с русской
кладкой, была у удмуртов, мою.
Во множестве описаний свадеб XIX—начала XX в. у украинцев и белорусов о кладке
(запросах, калыме) не упоминается. Этих терминов и- самого явления — кладки —
в развитом виде в XIX
в. у этих народов как будто бы не было (правда, встречаются упоминания о
деньгах со стороны жениха). В Гомельском у. Могилевской губ. сваты приносили в
дом невесты чоботы, а родственникам вено — в 10—15 руб. (Шейн, 1890,
333-334). В Закарпатье староста молодого давал матери невесты деньги за ее
«годувлю», т. е. воспитание (Сумцов, 1881, 23). Так же было у белорусов:
жених давал за годоулю теще «ци черевики, панчохи, ци гроши» {Шейн, 1890,
234—235)6. Часть одежды и особенно обувь жених приносил невесте в качестве
даров, которые у русских нередко составляли
часть кладки.
Сложные вопросы происхождения кладки — являлась ли
она пережитком древнего славянского вена, соотношение ее и приданого в разные
исторические периоды — требуют специального исследования. Для данной работы
наиболее интересна та часть кладки, которая составлялась из предметов одежды.
Дары невесты дополняли ее приданое, дары жениха — денежную
часть кладки или составляли основную часть материального обеспечения, которое
жених предоставлял невесте.
Дары невесты
О дарах договаривались («выряжали») при сватовстве. Иногда их
выряжали только . родственникам жениха, не жившим с ним; жениху и близким
родственникам дарили без предварительного договора (Левин, 1893, 221).
Дарить невеста начинала с самого начала сватовства: на рукобитье, перед
венцом, но самый значительный обряд дарения был после венца —
это так называемые дары. На Украине,
при первом посещении сватов, мать невесты шла в камору,
выносила «крамные» (покупные) платки, рушники и клала
их на стол. Сваты и дружки в случае согласия невесты на брак просили воды
и рушник для вытирания рук; невеста дарила
им этот рушник. На рукобитье невеста посылала жениху
(если он не присутствовал)
через свекровь рубашку, штаны,
платочек, полотенце. Подарки делались и во время
банного обряда. Он был двух видов: баня невесты с
подругами перед венцом и баня молодых после венца.
|