{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Венки матерчатые с
искусственными и живыми цветами, употреблявшиеся в южных русских
губерниях, у белорусов и украинцев, не были столь дорогими уборами, как
северные венцы. Характерно, что,
например, у украинцев, венки изготовляли специально к
свадьбе и не только для невесты, но и для жениха. Подготовка к плетению венков,
сбор цветов для них представляли развитой ритуал. Так, в
Черниговской губ. сбор цветов для венков происходил в торжественной
обстановке. В утро свадебного дня, до восхода солнца, с песнями и
музыкой, под предводительством дружки отправлялись
в какой-либо сад (если не было
своего) рвать барвинок, являвшийся
наиболее важным состав- . ным элементом венка. За барвинком выходили
одновременно из дома невесты и из дома жениха, с той только разницей, что
женихов староста нес курагов — знамя, составленное из
белой и красной ткани (Дешко, 1867, 696). Барвинок собирали в решето,
застеленное запаской, туда же клали хлеб, замок.
Окручивание (выкрутка, выкручатъ, крутить, обабить — рус; сповиван-ня молодо
девали нож. Высыпав барвинок
на скатерть или платок, две свахи протягивали
две нитки и начинали навязывать рядами
барвинок для двух венков
(Галичина; Весшля, 19706, 79). На Станиславщине венок начи-' нала плести с вечера мать, кончала же утром, «до св1та», золотила его, прикрепляла красные шелковые «ки-тищ» — кисти и деньги, чтоб молодые имели их всегда (Веылля, 19706, 188). Вечнозеленый барвинок означал
прочность любви и брака (Здо-ровега, 1974, 84).
Весь ритуал подготовки
к плетению венков связывался с предметами,,
имевшими апотропейное значение-(нож, замок и т. д.), а также продуцирующее
(хлеб, иногда кисти овса,, деньги, вплетенные в венок).
К концу XIX — началу XX в^
детали, отражавшие в головных уборах возрастные различия девушек,, стирались,
девичьи уборы постепенно заменялись платками.
Покрывало
Важной составной
частью головного-убора невесты было
покрывало. Головное полотенце, платок всегда были
|