{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Использование шкуры животного или одежды из нее, по мнению М. Н. Никольского, восходит к древ­ним тотемистическим представле­ниям. Следы тотемизма, по его мне­нию, наиболее заметно выступают в ритуальном одевании матери же­ниха,

 


наряжавшейся медведицей — в вывороченный вверх волосом кожух (Никольский, 1956, 138). Возможно, что шкура (и ее заменители) была той связью с тотемом — родоначаль­ником, которая имела как бы благо­детельное влияние на молодых. Эле­менты тотемических представлений в основе обрядов с вывороченной меховой одеждой видит и современ­ный исследователь карельской свадь­бы Ю. Ю. Сурхаско (Сурхаско, 1976, 154). За время своей длительной жизни обряды менялись, потеряли связь с тотемистическими представ­лениями, но их апотропейное и про­дуцирующее значение сохранилось до сравнительно недавнего вре­мени — конца XIX—начала XX   в

ему, оно восходит к глубокой древ­ности и зафиксировано летописью (ПСРЛ, 1846,- 32). Сведения об этом обряде сохранились и от XVIXVII вв. Его символика, отмечаю­щая переход молодой во власть мужа, дополнялась тем, что в другой сапог иногда клалась плетка (Ефименко.. 1869, 42).

Обряды  со  старой  обувью  имели: иное  значение:   пожелания  доброго пути, выполнения возложенного по­ручения, всякого благополучия. Так, вслед  свахе,  которая  отправлялась сватать, бросали изношенный лапоть (Рязанская туб.); свата забрасывали . лаптями, саногами, башмаками, при­говаривая: «на счастье, на веселье» (Нижегородская   губ.).   Когда   же­нился вдовец, его также забрасывали, старыми лаптями, «иначе брак будет несчастным» (Казанская губ.). Стоп­танные лапти вывешивали у входа. У'' литовцев   Ковенской   губ.    был обычай привязывать к дуге лошади свата   несколько   пар   изношенных лаптей (Зеленин, 1913, 5, 61). Обряды со старой обувью были значительнее распространены в первой половине XIX в., правда, и во второй поло­вине XIX—начале XX в. они кое-где  еще выполнялись.  Так,  напри­мер, в Западной Сибири, по обычаю, забрасывали   старой   обувью   ново­брачных,   когда   они   выходили   из церкви (Тюменский у.;