|  {::Введение ::} Этапы свадьбы и свадебные
чины
 Использование шкуры
животного или одежды из нее, по мнению М. Н. Никольского, восходит к древним
тотемистическим представлениям. Следы тотемизма, по его мнению, наиболее
заметно выступают в ритуальном одевании матери жениха,   
 наряжавшейся
медведицей — в вывороченный вверх волосом
кожух (Никольский, 1956, 138). Возможно, что шкура (и ее
заменители) была той связью с тотемом — родоначальником, которая имела как бы
благодетельное влияние на молодых. Элементы тотемических представлений в
основе обрядов с вывороченной меховой одеждой видит и современный
исследователь карельской свадьбы Ю. Ю.
Сурхаско (Сурхаско, 1976, 154). За время своей длительной жизни
обряды менялись, потеряли связь с тотемистическими представлениями, но их
апотропейное и продуцирующее значение сохранилось до сравнительно недавнего
времени — конца XIX—начала XX   в  ему, оно восходит к
глубокой древности и зафиксировано летописью (ПСРЛ,
1846,- 32). Сведения об этом обряде сохранились и от XVI — XVII вв. Его символика,
отмечающая переход молодой во власть мужа, дополнялась тем, что в другой сапог
иногда клалась плетка (Ефименко.. 1869, 42). Обряды  со  старой  обувью  имели:
иное  значение:   пожелания  доброго пути, выполнения
возложенного поручения, всякого благополучия. Так, вслед  свахе, 
которая  отправлялась сватать, бросали изношенный лапоть (Рязанская туб.);
свата забрасывали . лаптями, саногами, башмаками, приговаривая: «на счастье,
на веселье» (Нижегородская   губ.).   Когда   женился
вдовец, его также забрасывали, старыми лаптями, «иначе брак будет несчастным»
(Казанская губ.). Стоптанные лапти вывешивали у входа. У''
литовцев   Ковенской   губ.    был обычай
привязывать к дуге лошади свата   несколько  
пар   изношенных лаптей (Зеленин, 1913, 5, 61). Обряды со
старой обувью были значительнее распространены в первой половине XIX в., правда, и во второй половине XIX—начале XX в. они
кое-где  еще выполнялись.  Так,  например, в Западной Сибири,
по обычаю, забрасывали   старой   обувью   новобрачных,  
когда   они   выходили   из церкви (Тюменский у.;
                       |