{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

от них несколько волосинок и сое­динив их в пучок, поджигала (Шейн, 1890,  230-231).

Другой вариант этого обряда у белорусов: вычесанные волосы у же­ниха и невесты продевали в кольцо и поджигали (Сумцов, 1881, 152). В конце XIX — начале XX в. чаще упоминается расчесывание волос, что заменило их отрезание. Расчесыва­ние выполняли торжественно, пода­вая на тарелке масло, гребень. Сваха после трехкратной просьбы, обра­щенной ко всем присутствующим, смазывала «молодому князю» и всем гостям, сидящим за столом, волосы, а потом гребнем расчесывала волосы молодому (Новосильский у. Туль­ской губ.; Шейн, 1900, 581).

Прическа невесты менялась в те­чение свадьбы не один раз. Девичья прическа состояла из одной косы (однокоска) у русских, белорусок; украинки нередко заплетали две косы или более. Невесте накануне свадьбкц часто на девишнике, перед или после бани, устраивали расплетанъице — расплетали косу, которую она не заплетала до самого венца (Кашин, 1860, 153). В отдельных местах от

мечен такой обычай: если невеста потеряла отца или мать, то распус­кали косу только до половины и только круглая сирота полностью распускала косу.

Невеста раздавала подругам кос-ники   (шсники) — ленты   из   своей косы или дарила ленту своей ближайшей подруге или  отдавала  матери. В иных местах невесте снова за­плетали   косу   мелко-мелко,     запу­танно, иногда втыкая булавки, чтобы свахе,  которая перед венцом будет расплетать косу, было бы трудно ее расплести.   Так   что   «ножички   бу­латные» (Виноградов Н., 1917, 112), о которых упоминает невеста в своих причитаниях, имели вполне реальную ■ основу.   Косу   расплетала     обычно сваха, иногда  брат,   начинали рас­плетать родители невесты, а продол­жали другие по  очереди  родствен­ники (Кривошапкин,  1865, 80).  Не­весту   одаривали   льном,    холстом, платком,   деньгами   (дарящих   угощаливодкой). Это называлось поло­жить на косу. Дарить невесте было в обычае перед венцом, при прощании. Крестная мать приносила на косу, в   подарок,   рукава   (верх   рубахи), крестный отец — образ и хлеб (Са­марская   губ.;   Всеволожская,   1895, 16).

У  украинцев   обряд  расплетания косы (разплетини) происходил так: дружко расчесывал волосы невесте, подруги смазывали их маслом и ме­дом, вплетали несколько копеек (ко­торые давал жених), кусочек хлеба и  частичку  чеснока.   По  народным представлениям, чеснок «всю заразу ввдганяе»   (Чубинский,    1877,    252). Иногда вплетали мяту и василек для охраны  от  всего   злого   (Здоровега, 1974, 97).

Обряд продажи косы в той или иной форме проводился у всех во­сточнославянских народов. Большая роль  в  этом  обряде  принадлежала младшему,   обязательно  холостому, брату   невесты.   Если   такового   не было, его заменял другой родствен­ник — мальчик,  называвшийся под-косник, косник, косняк.