{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

  Владимирской губ.; Шейн, 1900, 667). Священник иногда даже провожал молодых «на подклет». Отмечены случаи, когда он благослов­лял сороку или повойник, снимая пла­ток, которым был покрыт этот голов­ной убор. Любопытно, что в Пинеге священник сидел на свадьбе рядом с вежливцом (по данным 1870-х годов; Шейн, 1900, 392). В свадебном   об­ряде  маленького,    отдаленного   се­верного городка Пинеги как бы соче­тались  черты крестьянской свадьбы с городской. Предметы, употребляв-, шиеся во время венчания, — одежда, свечи, хлеб, подножник почитались, береглись,  использовали их только в   особых   случаях.

При венчании общественная санк­ция брака также была необходима. В этой связи упомяну здесь об обы­чае столбы, выполнявшемся в се­верных центральных   губерниях.

Так, например, в г. Ярославле во второй половине XIX в. устраивался смотр молодых. Обычно это дела­лось на масленицу, в понедельник. В определенное место города съез­жались молодожены из окрестных деревень и сел и стояли в столбах по 3—4 часа. Молодая надевала все, какие были, сарафаны или платья, голову покрывала множеством плат­ков, надевала несколько шуб, а что не могла надеть, держала в руках. Молодой также надевал несколько верхних одежд; в рукава — одну, другую — накидывал на плечи. Бедные девушки, чтобы участвовать в столбах, брали на прокат чужую одежду (Смирнов А., 1878, 679). Это была как бы демонстрация брача-гцихся, оповещение общества о их . браке.

Приданое

Материальную основу свадьбы со­ставляли: приданое невесты, клад­ка со стороны жениха, дары не­весты жениху и его родне, дары жениха невесте и ее родным, подарки другим членам свадьбы ж одарива­ние ими молодых, а также различные продукты, которые расходовали обе стороны.

Институт приданого, известный у восточнославянских народов из­давна, имел существенное значение в крестьянской среде XIX—на­чала XX в. П. С. Ефименко, иссле­довавший вопрос о приданом на рус­ском Севере, различал две его части: 1) придано, портно, состоящее из женской одежды, постели, некото­рых предметов убранства; 2) наде­лок, награждение, состоящее из денег, скота, иногда сена, хлеба, изредка избы и т. д. Приданое еще называлось спрута или окрута (Архангельская, Вологодская губернии), скута (Нов. данницей; невеста с плохим прида-3, ным — бесприданницей.     Интересна в.     поговорка на этот счет:  «бери бес-а-    приданну,   но   таланну».   Приданое с-     собиралось в основном на средства 4) матери и дочери и составляло лич-:х    ную  собственность женщины,  даже. (е    в большой неразделенной крестьян-I-    ской семье. В случае вдовства, если я    жена была бездетной и возвращалась, !.     в дом родителей, то забирала с со-|-    бой и свое приданое. В случае смерти :-    бездетной жены приданое  большею   ; ,частью возвращалось ее два   значения:   выкуп  за  невесту и приданое невесты (Срезневский, 1893, 487).   В конце   XIX—начале XX в. этим термином обозначалось прида­ное в некоторых белорусских и рус­ских губерниях (Словарь,. 1969, 114) и  у  украинцев — вшо.   У  русских приданое  (скрута)  называлось   еще коробъя — от лубяного ящика с крыш­