{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Бесприданной невесте помогали родственники. Практиковалась по­купка в складчину одежды, особенно женской, и некоторых предметов при­даного (одеяла и пр.) несколькими родственными семьями (Сабурова, 1967а, 190). Н. П. Гринкова приво­дит интересный факт коллективной помощи в Коротоякском у. Воронеж­ской губ. Если невеста сирота, то перед ее свадьбой крестная мать об­ходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которых девушка шила себе поневы (Грин­кова, 1928, 156). Было в обычае (на Севере) неимущим невесте и жениху совместно, всем «миром», варить пиво, собирать продукты для пиршества (Ефименко, 1869, 39).

Семейная и коллективная соб­ственность на свадебную (мужскую) одежду отмечена у донских казаков (сведения, очевидно, относятся к XVIII—первой половине XIX в.):

 

«Брачная одежда хранилась в семей­стве и переходила из рода в род. Не­редко   видели   правнука   в   церкви в прадедовском венчальном кафтане» (Терещенко,   1848,   613).   Но,   кроме того,   «во  многих станицах было по одному общественном}? венчальному платью: чекмень из красного сукна, цветной кафтан и красные или жел­тые  сапоги.   Все жители  этой  ста­ницы венчались в этом платье, кото­рое возвращали по совершению вен­чания в станичную избу» (Терещенко, 1848,    613).    Отголоском    большой древности являлись помощь односель­чан в составлении приданого и кол-

 

Хотя приданое, как правило, было обязательным условием свадьбы, но не во все времена, не во всех регио­нах, — в   зависимости   от   местных условий. Есть упоминание о донских казаках (XVIII в.), что. они не тре­бовали приданого,  а обязаны были одеть невесту с головы до ног (Чула­нов,   1782,  7).  То  же говорится об уральских казаках, что может быть обусловлено   спецификой   казачьего быта. В некоторых местах и в кре­стьянской среде, кроме подарков ро­дителям жениха,  приданого  не да­вали    (Шенкурский у.    Архангель­ской губ.; Воголепов, 1899, 386). Как сообщает один из авторов, в Остров­ском у. Псковской губ., например, при

сватанье не договаривались о при­даном. В Витебском у. невеста, кроме платья, никакого приданого не при­носила. Ценили в ней хорошую ра­ботницу и здоровье (Шейн, 1890, 1). О приданом у населения, жившего по р. Аргуни (Сибирь), И. И. Ка­шин писал, что оно даже у зажиточ­ных бывает незначительно: потник (войлок и то часто от жениха), две подушки, шуба овчинная или из дру­гого меха, непременно с откидным воротником, «живота» — скотина для первого обзаведения молодых (Кашин, 1860, 153). Бывало и так: если невеста бедная, но она по душе парню, то во избежание пересудов