{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Бесприданной невесте помогали
родственники. Практиковалась покупка в складчину одежды, особенно женской, и некоторых предметов приданого
(одеяла и пр.) несколькими родственными
семьями (Сабурова, 1967а, 190). Н. П. Гринкова приводит интересный факт коллективной помощи в
Коротоякском у. Воронежской губ. Если невеста сирота, то перед ее
свадьбой крестная мать обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище
ткани, из которых девушка шила себе поневы (Гринкова, 1928, 156). Было в
обычае (на Севере) неимущим невесте и
жениху совместно, всем «миром»,
варить пиво, собирать продукты для пиршества (Ефименко, 1869,
39).
Семейная и
коллективная собственность на свадебную
(мужскую) одежду отмечена у донских
казаков (сведения, очевидно, относятся к XVIII—первой половине XIX в.):
«Брачная одежда хранилась в
семействе и переходила из рода в род. Нередко видели
правнука в церкви в прадедовском венчальном кафтане» (Терещенко, 1848, 613).
Но, кроме того, «во многих станицах было
по одному общественном}? венчальному платью:
чекмень из красного сукна, цветной кафтан и красные или желтые
сапоги. Все жители этой станицы венчались в этом
платье, которое возвращали по совершению венчания
в станичную избу» (Терещенко, 1848,
613). Отголоском большой древности являлись помощь односельчан в
составлении приданого и кол-
Хотя приданое, как правило, было обязательным условием
свадьбы, но не во все времена, не во всех регионах, — в
зависимости от местных условий. Есть упоминание о
донских казаках (XVIII в.), что. они не требовали
приданого, а обязаны были одеть невесту с головы до ног (Чуланов,
1782, 7). То же говорится об уральских казаках, что может
быть обусловлено спецификой казачьего быта. В некоторых
местах и в крестьянской среде, кроме подарков родителям жениха,
приданого не давали (Шенкурский у.
Архангельской губ.; Воголепов, 1899, 386). Как сообщает один из
авторов, в Островском у. Псковской губ.,
например, при
сватанье не
договаривались о приданом. В Витебском у.
невеста, кроме платья, никакого приданого не приносила. Ценили в ней хорошую работницу и здоровье (Шейн, 1890,
1). О приданом у населения, жившего по р. Аргуни (Сибирь), И. И. Кашин писал,
что оно даже у зажиточных бывает
незначительно: потник (войлок и то часто от жениха), две подушки, шуба
овчинная или из другого меха, непременно с
откидным воротником, «живота» — скотина для первого обзаведения молодых (Кашин, 1860, 153).
Бывало и так: если невеста бедная, но она по
душе парню, то во избежание
пересудов
|