{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
- Обряды с прической й
надеванием головного убора у украинцев и белорусов совершались на деже или кадке
с. рожью (укр., бел.). Ржаные снопы устанавливали в углах избы, особенно в
переднем углу. На голову молодой нередко клали деньги, лен. Последний, имевший
немалое значение в свадебных обрядался и при окручивании. Так,
на-с пример, в Борисовском у. Минской губ.
после венца, в доме невесты мать при
расчесывании волос клала ; на голову невесте три пасмы льна
(этот лен, зашитый в сукно, невеста носила при себе) (Шейн, 1890,
108— 109). В кожухе, вывернутом вверх волосом,
покрыв голову шапкой, окручивание
производила одна из родственниц жениха или
свекровь. Во время обряда пили «крутильное» вино.
«Крутильник» — пирог — после этого отдавали
священнику (Виноградов, 1917, 121), «крутильные» калачи
молодой разбрасывал по дороге, возвращаясь из церкви домой (Шейн, 1890,
436).
Причесывание, прощание с косой, одевание
головного убора растягивались на несколько этапов свадьбы,
окручивание было его кульминацией. Замечено, что расплетание, расчесывание
волос и окручивание оторваны друг от друга как бы вклинившимся между ними
венчанием (Гаген-Торн, 1933, 6). «Разделительное значение» введенного (относительно поздно) венчания
надо принять во внимание, но,
видимо, какую-то роль в этом сыграла
матрилокальность или па-трилокальность брака. Там, где были
пережитки матрилокального брака (возвращение после
венца в дом не--весты), обряд иногда выполнялся нераздельно,
где же не было этих пережитков,
он более резко делился на две части. В Бобруйском у. Минской
губ. в доме невесты после
расплетания и продажи косы непосредственно
следовало захихланъ-не — одевание чепца и платка, наметки. По
приезде в дом к молодому крестная мать снимала наметку с невесты и одевала ей
другой чепец и платок (Шейн, 1890, 266—270); однако обряд в
основном был выполнен в доме молодой. Точнее волокна льна, ■ связанного с
прической (его вплетали в косы, подкладывали для устройства «рогов», клали при
окручивании на голову). По представлениям
крестьян,, лен был похож на волосы (Потебня, 1914, 94). Очевидно,
использование' льна при расчесывании волос невесты имело, по их
представлениям, значение для поднятия его урожайности. Ношению невестой льна,
зашитого в сукно, видимо, придавалось апотропейное свойство. Примечательна
дивья красота — коса и» льна, украшенная лентами (Кадни-ковский у. Вологодской
губ.), которую на веревке протягивали между домом невесты и соседним домом.
Потом дивью красоту сжигали (Материалы, 1926, 51). Сжигание льняной кудели
имело место на свадьбе, в частности на украинской: на второй день дружба
(дружко) прикреплял к древку курагова прялку и кудель, которую молодая во
время пляски с молодым поджигала лучиною; оставив мужа, она плясала с дружбой,
а он во время танца передавал ей пылающую кудель, за что молодая его целовала (ДешкоТ
1867, 705). Поджигали на свадьбе-также кудель, набитую в лапти.
Горящий лен (волокно) имело, по-видимому, очистительное значение. В других
случаях лен использовался в обрядах, символизировавших соединение молодых.
Так, например,. в первой половине XIX в. в
Олонецкой губ. подруги мыли невесту волокном льна, из которого потом изготовляли
гашник для одежды жениха.
Шапка
Шапка — важная
составная часть костюма жениха, поезжан, а в некоторых местах, где носили
шапкии женщины, и невесты. Жених в продолжение всей свадьбы должен быть в шапке. Он надевал меховую шапку, несмотря
на летнюю пору, и ни на одну минуту ее не снимал (Шейн,
|