{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
1900, 502). В украинской песне выражено иронические отношения к
черевичкам: «Лшша наша Марися, шж ваши чере-ь 3 бураково1 очки, папером
подбитш, по солому ходити» (Чубин-ский 1877, 73). Одевание, обуви жениха
как бы символизировало подчинение чужой воле, что вызывало протест невесты
(см. далее о ра-чувании мужа). На Севере (в бассейне Северной Двины) дружка
клал ботинки на блюдо, отчего они назывались «наблюдники», и подносил невесте.
Невеста ставила блюдо себе на голову в знак того, что она
отказывалась от родительской воли и подчинялась мужу,
а затем одевала «наблюдники» (Материалы. . ., 1926, 93)7.
Другие подарки жениха, в частности вещи в ларце, имели свое особое назначение.
Иголки, нитки выражали, видимо, надежду, что молодая будет рукодельницей.
Гребень употреблялся для обрядового расчесывания волос невесты и-жениха. Зеркало
также играло определенную роль в свадебных обрядах. По данным первой половины XIX в. оно находилось среди
других вещей, покрытое холстом. До венца невеста не смотрелась в него
(Псковская губ.; Терещенко, 1848, 172). По данным начала XX в. молодые после венца садились
за стол и смотрелись в зеркальце. Этот обряд якобы способствовал дружной
жизни молодой четы. С помощью зеркала гадали о будущих детях. Так, в Бежецком
у. Тверской губ. невеста и жених смотрелись в зеркало по очереди. Жених
говорил: «пусть мальчик будет похож на меня», а невеста: «пусть девочка будет
похожа на меня» (Мас-лова, 1945).
Большое значение в свадебной обрядности имело мыло. Именно
жениховым мылом должна была мыться невеста в бане; им же мылись
девушки-подружки, чтоб скорей выйти замуж 8. Гостинцы, которые
привозил жених, — орехи, конфеты, калачи, баранки — шли на угощение девушек,
косметика также частично раздавалась подругам не весты.
Жених одаривал и других участников свадьбы на сговоре или
после венца. Дружно клал на тарелку подарок и вызывал того, кому предназначен
«чесний подарунок» —платок, пряник и т. д. Дорогой подарок
предназначался теще и часто со-
стоял также из обуви. В Полтавском у. одаривание в хате
невесты после венца происходило так: теша, получив сапоги, кланялась и
говорила: «Дякую сватов1, свае!, пану молодому и дружб! за поел угу». Затем
выходила на середину хаты, поднимала сапоги вверх и, держа их над головой,
начинала танцевать и петь. Песня ее разъясняла значение подарка — он был как бы
благодарность теще за воспитание
дочери:Все находящиеся в хате скакали и хлопали в ладоши (Чубинский, 1877,
360).
Оригинальным способом дарились сапоги или деньги на
них у белорусов: теща (или тесть) садились на печной столб (стоун) и начинали
плести лапти, как бы подчеркивая этим, что им нужны сапоги. Жених (или его
дружно) давал деньги на «боты» (Романов, 1912, 481, 484):
Одаривание молодых
Участники свадьбы также делали подарки молодым, особенно
невесте. Подарки невесте шли обоим молодым и состояли из одежды, но чаще из
скота, птицы, денег, т. е. того, что имело хозяйственное значение. «За-порозцы»
(в украинской и белорусской свадьбе) — парни из глядель-щиков — тут же
оповещали всех присутствующих о том, какое животное или птица подарены
молодым, подражая крику телки, овцы, поросенка, петуха, гуся, и т. д. [Иногда
эту роль выполнял дружно9. Платье
или ткань на платье дарили или свекровь, или сваха, или
крёстная; дарил что-либо и дружно.
Образы
жениха и невесты
|