{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
) принадлежит
важнейшая роль городская, Тверская губернии; Материалы
1926, 48). Отец невесты, обернув
предварительно свою руку ширинкой, брал
дочь за руку и передавал жениху (Енисейская губ.;
Степанов А., 1835, 120). Жених и невеста на всех этапах
свадьбы держались друг с другом через платок. У
белорусов говорили, что голой рукой
нельзя браться — через это жизнь
будет «голеть» (Никифоровский, 1897,
63). На Украине дружно целую процессию, которая
держалась друг с другом через хуетки, трижды обводил вокруг стола (обряд
распространенный в восточнославянской свадьбе). Так же
дружко обводил вокруг дежи мать жениха. Первый танец молодые танцевали, держась
друг с другом через рушник (Чубинский, 1877, 310). В Тверской губ.
невеста завертывала руку в длинный,
спускавшийся ниже кисти рук, рукав
рубахи. Рубахи долгорукавки отмечены в отдельных
местах Рязанской,
Калужской, Олонецкой, Архангельской, Вологодской,
Тверской, Псковской и других губерний (рис. 8 и Приложение).
; Отсюда становится
понятным, почему рубахи с
рукавами длиннее рук (со вторым отверстием для кисти руки или без него) в
XIX-—начале XX
в. бытовали в основном как свадебные. Они
выполняли функции закрывания рук невесты и взмахивания
рукавами во время илача. Интересный факт
отмечен в г. Курске: в XVIII в. женщины
для свадьбы шили шубку длинный рукав — с правым рукавом
длиною до земли (Авдеева, 1842, 69). Очевидно, он
служил, чтобы закрывать невесте руку. Эту
роль играли также рукавицы, варежки,
перчатки, которые нередко дарились невесте, жениху, родителям.
Жених брал руку невесты не голой в карпогонических и апотропейных
обрядах восточнославянского. То же значение придавалось и
соли 12.
Выше упоминалось о мыле,
играв-; тем немалую роль в свадебных
обрядах соединительного характера, а также
служившего оберегом (Зеленин, 1914,
52; 1915, 545, 785; 1916, 995). Нитку
янтарей (онтарий) (Белозерский у. Новгородской губ.;
Галический у. Костромской
губ. или же одну янтаринку на шейной цепочке (Любимский
у. Ярославской губ.) надевала
невеста, отправляясь к
венцу. Янтарь, по
представлениям крестьян, обладал свойством отгонять
болезнь, порчу. В Сибири в качестве оберега бра-чащихся и участников свадьбы
применялся (в материалах XVIII в.) воск от свечей, стоявших во
время < утренней пасхальной службы и запасаемых
заранее дружкой; воск прикреплялся к нательным крестам
или волосам (Миненко, 1979,
24).
Обертывание рук
Обращает на себя внимание
обычай обязательного покрывания рук участниками свадьбы.
Обычай не касаться друг друга голой рукой сохранялся
в XIX
|