{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

) принадлежит важнейшая роль городская,  Тверская губернии; Ма­териалы   1926,   48).   Отец   невесты, обернув предварительно свою руку ширинкой,   брал   дочь   за   руку  и передавал жениху (Енисейская губ.; Степанов А.,  1835,  120).  Жених и невеста на всех этапах свадьбы дер­жались друг с другом через платок. У   белорусов   говорили,   что   голой рукой  нельзя  браться — через   это жизнь   будет   «голеть»   (Никифоров­ский, 1897, 63). На Украине дружно целую   процессию,   которая  держа­лась друг с другом через  хуетки, трижды обводил вокруг стола (об­ряд  распространенный  в   восточно­славянской свадьбе). Так же дружко обводил вокруг дежи мать жениха. Первый танец молодые танцевали, держась друг с другом через руш­ник (Чубинский, 1877, 310). В Твер­ской губ. невеста завертывала руку в длинный,     спускавшийся    ниже кисти рук,   рукав  рубахи.   Рубахи долгорукавки отмечены в отдельных местах      Рязанской,      Калужской, Олонецкой,   Архангельской,   Воло­годской, Тверской, Псковской и дру­гих губерний (рис. 8 и Приложение). ;     Отсюда   становится   понятным,   по­чему  рубахи   с   рукавами  длиннее рук (со вторым отверстием для кисти руки или без него) в XIX-—начале XX   в.   бытовали  в   основном как свадебные. Они выполняли функции закрывания рук невесты и взмахи­вания   рукавами   во   время   илача. Интересный факт отмечен в г. Кур­ске:    в   XVIII   в.    женщины   для свадьбы  шили  шубку  длинный ру­кав — с правым рукавом длиною до земли (Авдеева, 1842, 69). Очевидно, он   служил,   чтобы   закрывать   не­весте руку. Эту роль играли также рукавицы,   варежки,   перчатки,   ко­торые нередко дарились невесте, же­ниху, родителям. Жених брал руку невесты не голой в карпогонических и апотропейных обрядах    восточнославянского. То же значение придавалось и соли 12.

Выше упоминалось о мыле, играв-;       тем немалую роль в свадебных обрядах   соединительного   характера,   а также служившего оберегом  (Зеленин,   1914,   52;   1915,   545,   785; 1916, 995). Нитку янтарей (онтарий) (Белозерский у. Новгородской губ.; Галический    у.    Костромской    губ. или же одну янтаринку на шейной цепочке   (Любимский   у.    Ярослав­ской   губ.)   надевала   невеста,    от­правляясь   к   венцу.    Янтарь,    по представлениям   крестьян,  обладал свойством отгонять  болезнь, порчу. В Сибири в качестве оберега бра-чащихся и участников свадьбы при­менялся   (в   материалах   XVIII   в.) воск от свечей, стоявших во время    < утренней пасхальной службы и за­пасаемых   заранее   дружкой;   воск прикреплялся к нательным крестам или  волосам   (Миненко,   1979,   24).

Обертывание рук

Обращает на себя внимание обычай обязательного покрывания рук уча­стниками  свадьбы.   Обычай  не  ка­саться друг друга голой рукой со­хранялся   в   XIX