{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
19296,
160). Это, видимо, имело значение не только для
молодых, но и для стимулирования плодовитости скота и для
поднятия урожайности (напомню об устройстве постели на снопах,
соломе, помещение ее на гумне,
в овине, в амбаре, клети, т. е.
в местах для обработки и хранения зерновых продуктов). Об этом также
говорит подача сорочки на чашке с рожью, на веке от
дежи. Характерно участие в
обряде не только группы
родственников, но и односельчан.
Пир калинка
принимал буйный характер (гарне весыля — укр.). Он
сопровождался битьем
посуды и пляской. В Зарайском у. Рязанской губ. дружко при
выводе молодых из клети бил горшок, а сваха плясала яа черепках; участники
свадьбы скакали по лавкам, и пир принимал
неистовый характер. Видимо, эти обряды
древнейшего происхождения имели карпогоническое значение для всего, может быть,
еще родового коллектива. Битье горшков имело определенную
символику. В случаях «нечестности»
невесты горшки не били, и пир затухал. По
количеству черепков гадали, сколько будет детей у молодой 13.
Старая символика битья посуды со временем была забыта,
осталась лишь примета, что это «к лучшему».
Понева и другая набедренная
женская одежда
Исследователями
(Д. К. Зеленин, Б. А. Куфтин, Н. И. Лебедева и др.) доказано, что надевание поневы (в южнорусских
губерниях) первоначально как бы символизировало совершеннолетие
девушки, это было отмечено в отдельных
селениях Тамбовской, Рязанской, Пензенской,
Калужской, | Тульской,
Орловской губерниях. I Обычно девушки до 15 лет ходили в одних рубахах
с поясками, с 15 лет надевали поневу и после этого считались
невестами (Рязанская губ.; | Мансуров, 1930,
33). Правда, в конце I XIX —
начале XX в. это встречалось не часто, обычно девушки сверху I
рубахи надевали сарафан или подол-
I юбку и этим
отличались от замужних { женщин, носивших
поневу. Кое-где | сохранялся
обычай предлагать де- I вушку женихам: ее возили по
селу I на салазках (или в лодке), при
этом I приговаривали: «Надо ли, не
надо I
|