{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

19296, 160). Это, видимо, имело зна­чение  не  только  для   молодых,   но и для стимулирования плодовитости скота и для поднятия урожайности (напомню об устройстве постели на снопах,   соломе,   помещение   ее   на гумне,   в   овине,   в   амбаре,   клети, т. е. в местах для обработки и хра­нения зерновых продуктов). Об этом также  говорит  подача   сорочки  на чашке с рожью,  на веке от дежи. Характерно   участие   в   обряде   не только   группы   родственников,   но и односельчан.

Пир   калинка   принимал   буйный характер (гарне весыля — укр.). Он сопровождался    битьем    посуды    и пляской. В Зарайском у. Рязанской губ. дружко при выводе молодых из клети бил горшок, а сваха плясала яа черепках; участники свадьбы ска­кали по  лавкам,   и  пир   принимал неистовый   характер.   Видимо,   эти обряды древнейшего происхождения имели карпогоническое значение для всего, может быть, еще родового кол­лектива.  Битье горшков имело  оп­ределенную  символику.   В   случаях «нечестности»   невесты    горшки   не били, и пир затухал. По количеству черепков гадали, сколько будет де­тей у молодой 13. Старая символика битья посуды со временем была за­быта,   осталась  лишь  примета,   что это  «к лучшему».

Понева и другая набедренная женская   одежда

Исследователями   (Д.   К.   Зеленин, Б. А. Куфтин, Н. И. Лебедева и др.) доказано, что надевание поневы (в юж­норусских губерниях) первоначально как бы символизировало совершенно­летие девушки,   это  было  отмечено в  отдельных  селениях  Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Калужской,      | Тульской,     Орловской    губерниях.      I Обычно девушки до  15 лет ходили в одних рубахах с поясками, с 15 лет надевали поневу и после этого счи­тались  невестами   (Рязанская губ.;    | Мансуров, 1930, 33). Правда, в конце      I XIX — начале  XX в.   это встреча­лось не часто, обычно девушки сверху   I рубахи надевали сарафан или подол-      I юбку и этим отличались от замужних       { женщин, носивших поневу. Кое-где      | сохранялся   обычай  предлагать  де-       I вушку женихам: ее возили по селу       I на салазках (или в лодке), при этом       I приговаривали:  «Надо  ли,  не надо       I