{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

В утро свадь­бы,   когда  приезжали  за  невестой, брат (вооруженный палкой, плетью, скалкой,   поленом,   а  то  и  ножом) продавал дружке или самому жениху косу невесты,  заламывая   огромные деньги, а сходясь на нескольких ко­пейках или питье магарыча.  У ук­раинцев (в первой половине XIX в.) атрибутом брата был меч из соломы, а„ помощники его — два мальчика — были вооружены палками с каравай-■ ными шишками на концах и платком (Терещенко, 1848, 584).

Своеобразный    обряд,   связанный в общем с продажей косы, был в Кар-гопольском   у.    Олонецкой   губ. — это   так  называемое  дерганье  косы. Перед тем как ехать молодым к венцу, все садились за стол.   В это время крестница или младшая сестра не­весты заходила за ее спину, бралась за косу и, дергая ее, говорила: «Наша косынька не бедна, берет денежки не медны, а серебряные». Жених вставал и давал деньги (Дурасов, 1977). Не­веста укоряла брата за продажу косы, места  около   «чуж-чужанина»:

Брат грозил отрезать косу, если ему не дадут выкуп.   Урезывание  косы чаще упоминается в описаниях пер­вой   половины    XIX   в.    В   конце XIX — начале XX в. оно сохраня­лось лишь в отдельных местах, в част­ности у гуцулов', на Волыни. Отре­зание части косы у гуцулов проис­ходило так: свекор брал косу в руки, привязывал  ее  к  вбитому  в  стену гвоздю. Жених, танцуя с дружкой должен был одним ударом топора отсечь конец косы. Если ему это удавалось, то молодой предсказы­валось счастливое будущее (Чубин­ский, 1877, 375). В большинстве случаев отрезание косы было лишь символическим. Так, например, в Ки­евской губ. перед венцом совершался обряд тртанъя косы. Дружко клал косу на палку, а староста ножом ударял по ней трижды, это означало, что молодая уже не девушка, а замуж­няя женщина (Весшля, 1970а, 253).

У белорусов обряд расплетания косы, как и причесывания девушки, совершали до венца, иногда и после него. Невесту сажали на дзежу, покрытую вывернутым кожухом, в ноги нередко ставили коробку с житом (Минская, Могилевская гу­бернии): В Новогрудском у. Мин­ской губ. сохранялся обряд застри-женъе, состоявший в том, что с мо­лодой снимали свадебный венок, нашивали его на хустку, а сватье све­чой, обернутой поясом невесты, «за­стригал яе». Обряд застрижения был связан здесь с последующим надева­нием головного убора замужней жен­щины   (Шейн,   1890,   245-246).

В выкупе косы нередко принимали участие девушки-подруги. У моло­дого брат выговаривал для них уго­щенье, а для себя — деньги. Подруги причесывали и одевали невесту. Она обычно трогательно их благодарила. Кланяясь до земли подруге, наря­жавшей ее к венцу, плакала и при­читала: выкупом места около нее, что делал дружко жениха, тысяцкий или сам молодой. Эти обряды сходны по своему содержанию и выполнялись одними и теми же участниками. По существу это один и тот же обряд, а выкуп места, по-видимому, наиболее позд­няя его трансформация. Вероятно, этот ритуал в