{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
В утро свадьбы,
когда приезжали за невестой, брат (вооруженный палкой,
плетью, скалкой, поленом, а то и
ножом) продавал дружке или самому жениху косу невесты,
заламывая огромные деньги, а сходясь на нескольких копейках или
питье магарыча. У украинцев (в первой половине XIX в.) атрибутом брата был меч из соломы, а„ помощники
его — два мальчика — были вооружены палками с каравай-■ ными шишками на
концах и платком (Терещенко, 1848, 584).
Своеобразный обряд,
связанный в общем с продажей косы, был в Кар-гопольском у.
Олонецкой губ. — это так называемое дерганье
косы. Перед тем как ехать молодым к
венцу, все садились за стол. В это время крестница или
младшая сестра невесты заходила за ее спину, бралась за косу и, дергая ее,
говорила: «Наша косынька не бедна, берет денежки не медны, а серебряные». Жених
вставал и давал деньги (Дурасов, 1977). Невеста укоряла брата за
продажу косы, места около «чуж-чужанина»:
Брат грозил отрезать косу,
если ему не дадут выкуп. Урезывание косы чаще упоминается в
описаниях первой половины XIX в. В конце XIX — начале XX в. оно
сохранялось лишь в отдельных местах, в
частности у гуцулов', на Волыни. Отрезание части косы у гуцулов происходило
так: свекор брал косу в руки, привязывал ее к вбитому
в стену гвоздю. Жених, танцуя с дружкой должен был одним ударом топора отсечь конец косы. Если ему это
удавалось, то молодой предсказывалось счастливое будущее (Чубинский, 1877,
375). В большинстве случаев отрезание косы было лишь символическим. Так, например, в Киевской губ. перед венцом совершался обряд тртанъя косы.
Дружко клал косу на палку, а староста ножом ударял по ней трижды, это означало,
что молодая уже не девушка, а замужняя
женщина (Весшля, 1970а, 253).
У белорусов обряд
расплетания косы, как и причесывания девушки, совершали до венца, иногда и
после него. Невесту сажали на дзежу, покрытую вывернутым кожухом, в ноги
нередко ставили коробку с житом (Минская, Могилевская губернии): В
Новогрудском у. Минской губ. сохранялся обряд застри-женъе, состоявший в том, что с молодой снимали свадебный венок,
нашивали его на хустку, а сватье свечой,
обернутой поясом невесты, «застригал яе». Обряд застрижения был связан
здесь с последующим надеванием головного
убора замужней женщины (Шейн, 1890,
245-246).
В выкупе косы нередко
принимали участие девушки-подруги. У молодого брат выговаривал для них угощенье, а для себя — деньги. Подруги причесывали
и одевали невесту. Она обычно трогательно их благодарила. Кланяясь до земли
подруге, наряжавшей ее к венцу, плакала и причитала: выкупом места около нее, что
делал дружко жениха, тысяцкий или сам молодой. Эти обряды сходны по своему содержанию
и выполнялись одними и теми же участниками. По существу это один и тот же
обряд, а выкуп места, по-видимому, наиболее поздняя его трансформация.
Вероятно, этот ритуал в
|