{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

С Слуцкий у.  Минская губ.;) (ЩейН,  1890, 211)

В Елатомском у. Тамбовской губ. в конце XIX в. кое-где выполнялся следующий   обряд:   молодых   встре­чала какая-нибудь старая родствен­ница с закрытым лицом, в выворочен­ном полушубке с кочергой, которой      она замахивалась и стучала, произ-       I нося суровые слова. Она, как писал автор этого сообщения, олицетворяла суровую   свекровь,   строго  взыски­вающую  со  снохи,  и полагал,   что этот обряд трансформирован, а рань выполнялся свекровью (Звонков, 1889, 118).

Шубу (кожух), расстилавшуюся для молодых, заменяли овчинным одеялом (Кадниковский у. Вологод­ской губ.), не бывшей в употреблении овечьей шкурой (Ярославская губ.), иногда — белой (Вологодская губ.). В Пермской губ. молодых сажали на медвежью шкуру; в Сибири (в При-ангарье) невесту благословляли на оленьей шкуре; при встрече молодых расстилали «оленину» (Сабурова, 1967а, 191). Простая шкура, видимо, была первичной, затем ее заменили меховой одеждой. В некоторых ме­стах функции шкуры выполнял вой­лок — изделие из обработанного во­лоса животного; Войлок на свадьбе употребляли в Сибири, в некоторых восточных губерниях Европейской России (во Владимирской, Ниже­городской, Казанской, Самарской, Саратовской губерниях), хотя на этих же территориях не исключено использование меховой одежды. При­меняли войлок на свадьбе и терские казаки (Заседателева, 1976, 327). По. замечанию этого автора, войлок ши­роко ше использовался у ирано- и тюр-коязычных народов. По данным XVIIIXIX вв., употреблялся он и у чувашей, мордвы, коми-нермя-ков. В некоторых областях молодых сажали на подушку (иногда с под­кладкой кожуха или соломы) — в Псковской, Новгородской губер­ниях, на Украине, в Белоруссии. На Буковине клали сноп ржаной соломы, покрывали его ковром, а за­тем клали подушку (Весалля, 19706, 221), Подушка, видимо, более позд­няя замена (по функции) шубы, шкуры 16.

Сведения об использовании меха в различных видах были бы не полны, если не вспомнить здесь свадьбы XVIXVII вв. — царские, великокняжеские и другие, где ши­роко применялись дорогие меха (со­болиный, куний, лисий). «Сорок со­роков» соболей держали в санях, составляли из них подножье для брачащихся в церкви, обертывали соболем сосуды с обрядовой пищей, например с кашей. Бояре сидели за свадебным столом в шубах и гор-латных шапках (Сахаров, 1849, 14, 107). Воспоминание о соболиных и куньих шубах сохраняется в поэти­ческой форме в фольклорном ма­териале конца XIX—начала XX в. В свадебной песне из пригородных деревень г. Сольвычегодска есть та­кие слова: Посадите ее в передний уголок, На белодубовую  лавочку, На   куньи   шубочки, Собольи лапочки,

(Ордин, 189в, 100)