{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
С Слуцкий у. Минская губ.;) (ЩейН, 1890,
211)
В Елатомском у.
Тамбовской губ. в конце XIX в. кое-где
выполнялся следующий
обряд: молодых встречала какая-нибудь старая
родственница с закрытым лицом, в вывороченном полушубке с кочергой,
которой она замахивалась и стучала,
произ- I нося суровые слова. Она, как писал автор этого
сообщения, олицетворяла суровую свекровь, строго
взыскивающую со снохи, и полагал, что этот обряд
трансформирован, а рань выполнялся свекровью (Звонков, 1889, 118).
Шубу (кожух), расстилавшуюся
для молодых, заменяли овчинным одеялом (Кадниковский у. Вологодской губ.), не бывшей в употреблении овечьей
шкурой (Ярославская губ.), иногда — белой (Вологодская губ.). В Пермской губ.
молодых сажали на медвежью шкуру; в Сибири (в При-ангарье) невесту
благословляли на оленьей шкуре; при встрече молодых расстилали «оленину» (Сабурова,
1967а, 191). Простая шкура, видимо, была первичной, затем ее заменили
меховой одеждой. В некоторых местах функции шкуры выполнял войлок — изделие
из обработанного волоса животного; Войлок на свадьбе употребляли в Сибири, в
некоторых восточных губерниях Европейской России (во Владимирской, Нижегородской,
Казанской, Самарской, Саратовской губерниях), хотя на этих же территориях не
исключено использование меховой одежды. Применяли
войлок на свадьбе и терские казаки (Заседателева, 1976, 327). По.
замечанию этого автора, войлок широко ше использовался у ирано- и
тюр-коязычных народов. По данным XVIII—XIX вв., употреблялся он и у чувашей, мордвы,
коми-нермя-ков. В некоторых областях молодых сажали на подушку (иногда с подкладкой
кожуха или соломы) — в Псковской, Новгородской губерниях, на Украине, в
Белоруссии. На Буковине клали сноп ржаной соломы, покрывали его ковром, а затем
клали подушку (Весалля, 19706, 221), Подушка, видимо, более поздняя замена (по
функции) шубы, шкуры 16.
Сведения об использовании меха в
различных видах были бы не полны, если не вспомнить здесь свадьбы XVI—XVII вв. —
царские, великокняжеские и другие, где широко применялись дорогие меха (соболиный,
куний, лисий). «Сорок сороков» соболей держали в санях, составляли из них
подножье для брачащихся в церкви, обертывали соболем сосуды с обрядовой пищей,
например с кашей. Бояре сидели за свадебным столом в шубах и гор-латных шапках (Сахаров,
1849, 14, 107). Воспоминание о соболиных и куньих шубах сохраняется в поэтической
форме в фольклорном материале конца XIX—начала
XX в. В свадебной песне из пригородных деревень г.
Сольвычегодска есть такие слова: Посадите
ее в передний уголок, На белодубовую лавочку, На
куньи шубочки, Собольи лапочки,
(Ордин, 189в, 100)
|