{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
родители жениха сами давали деньги на приданое, чтобы оно было «в полном аккурате» (Виноградова Я., 1917, 73).
Рис. 6. Подзор к
простыне, Новоладожский у. Петербургская зуб. 1912, . ГМЭ, фото 10. А. Аргиропуло
Приданое, как
упоминалось, заготовлялось исподволь, начиная с детства девушки, но к свадьбе надо было сшить ряд предметов (рубаху и штаны жениху, подарки свекрови
и свекру и т. д.). После просватания невеста шла собирать молодых девушек из
близких и знакомых семей — подружек для
помощи в шитье недостающих частей
одежды. Шитье приданого
представляло своеобразный ритуал. Сама невеста (а иногда приглашенная
плакальщица, выльница) ривила, водила
стихи (Олонецк. губ.); обычно под покрывалом, в простом будничном
платье она уходила в куть или слезный угол
(у"русских —
угол против печи), за «белу брану, топку занавесочку» или перегородку.
Пеняла родителям, что они отдают ее чуж-чужашшу, сравнивала вольное житье в
родительском доме с подневольной жизнью в семье будущего мужа. На Севере
России этот предсвадебный период (плаканъе) был полон
драматизма.
Жених посещал невесту во время шитья приданого, что
называлось побывашки, проведки (рус). Отвозили приданое чаще всего во
время венчания или же накануне свадьбы, реже после хлибин, иногда частями —
дополняли его через неделю или более. Сопровождавшие его родственники невесты
(под присмотром свахи или дружки, крестной матери, брата молодой) —
коробейники, приданки, запостелъная или постельная сваха. В
Вологодской губ. приданое везла старая женщина роговуша. По Далю — это постельница
(Даль, 19356, 100).
В Малоархангельском у. Орловской губ. отвоз приданого в дом
жениха сродниками невесты назывался подымать добро (Шейн, 1900, 609).
Перед отправкой приданого невесту благословляли, а иногда служили молебен,
окропляли приданое водой и укладывали на воз, стараясь сделать его громоздким,
чтобы казалось, что невеста богата; нередко постельник, под надзором
которого находилось приданое, по несколько раз объезжал селение, демонстрируя
зажиточность (Осипов, 1893,108). В этих же целях, вероятно, в Рязанской
губ., рядились в одежду из привезенного приданого (Мансуров, 1930, 28),
хотя, возможно, что этот обычай имеет более древние истоки.
У украинцев и белорусов отвоз приданого составлял
своеобразный обряд. Приданое отвозили в дом жениха с музыкой, молодая сидела
на
возу. В Слуцком у. Минской губ., например, когда
везли молодую к мужу (на третий день свадьбы), на сундуке с приданым, покрытым
кожухом, сидели молодой и музыка, на другом возу — свахи, на третьем— молодая.
Мать невесты прогоняла их кнутом. Музыка, сваха и родственники не слезали с
воза, пока не получали вознаграждение деньгами или длинными утиральниками,
которыми они покрывали себе плечи, а концы спускали до земли (Шейн, 1890,
217—218). Без выкупа не отдавали приданого. За кубел с платьем брат молодой
торговался с женихом, запрашивая громадную цену, но затем сходились на рубле
или полтине. Привозили приданое с песнями. Так, например, в Черниговской губ.,
когда приданое привозили накануне или в день свадьбы, пели:
|