{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

родители жениха сами давали деньги на приданое, чтобы оно было «в пол­ном аккурате» (Виноградова Я., 1917, 73).

Рис. 6. Подзор к простыне, Новоладож­ский у. Петербургская зуб. 1912, . ГМЭ, фото    10. А. Аргиропуло

Приданое, как упоминалось, за­готовлялось исподволь, начиная с детства девушки, но к свадьбе надо было сшить ряд предметов (рубаху и штаны жениху, подарки свекрови и свекру и т. д.). После просватания не­веста шла собирать молодых девушек из близких и знакомых семей — подружек для помощи в шитье недо­стающих частей одежды. Шитье при­даного представляло своеобразный ритуал. Сама невеста (а иногда при­глашенная плакальщица, выльница) ривила, водила стихи (Олонецк. губ.); обычно под покрывалом, в простом будничном платье она уходила в куть или слезный угол (у"русских —

угол против печи), за «белу брану, топку занавесочку» или перегородку. Пеняла родителям, что они отдают ее чуж-чужашшу, сравнивала вольное житье в родительском доме с подне­вольной жизнью в семье будущего мужа. На Севере России этот пред­свадебный период (плаканъе) был полон   драматизма.

Жених посещал невесту во время шитья приданого, что называлось побывашки, проведки (рус). Отво­зили приданое чаще всего во время венчания или же накануне свадьбы, реже после хлибин, иногда частями — дополняли его через неделю или бо­лее. Сопровождавшие его родствен­ники невесты (под присмотром свахи или дружки, крестной матери, брата молодой) — коробейники, приданки, запостелъная или постельная сваха. В Вологодской губ. приданое везла старая женщина роговуша. По Да­лю — это постельница (Даль, 19356, 100).

В Малоархангельском у. Орлов­ской губ. отвоз приданого в дом же­ниха сродниками невесты назывался подымать добро (Шейн, 1900, 609). Перед отправкой приданого невесту благословляли, а иногда служили молебен, окропляли приданое водой и укладывали на воз, стараясь сде­лать его громоздким, чтобы казалось, что невеста богата; нередко постель­ник, под надзором которого находи­лось приданое, по несколько раз объезжал селение, демонстрируя за­житочность (Осипов, 1893,108). В этих же целях, вероятно, в Рязанской губ., рядились в одежду из привезенного приданого (Мансуров, 1930, 28), хотя, возможно, что этот обычай имеет бо­лее древние истоки.

У украинцев и белорусов отвоз при­даного составлял своеобразный об­ряд. Приданое отвозили в дом же­ниха с музыкой, молодая сидела на

возу. В Слуцком у. Минской губ., например, когда везли молодую к мужу (на третий день свадьбы), на сундуке с приданым, покрытым кожухом, сидели молодой и музыка, на другом возу — свахи, на треть­ем— молодая. Мать невесты про­гоняла их кнутом. Музыка, сваха и родственники не слезали с воза, пока не получали вознаграждение деньгами или длинными утиральниками, которыми они покрывали себе плечи, а концы спускали до земли (Шейн, 1890, 217—218). Без выкупа не от­давали приданого. За кубел с платьем брат молодой торговался с жени­хом, запрашивая громадную цену, но затем сходились на рубле или пол­тине. Привозили приданое с песнями. Так, например, в Черниговской губ., когда приданое привозили накануне или в день свадьбы, пели: