{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
1914, 984). Жениха
повязывали, как женщину, латком, а невеста сидела закрытой Пензенская губ.; Терещенко,
1848,
285). По сведениям XIX—начала
XX в. из южнорусских
губерний же иху пришивали на спину красныйплаток (Святский, 1912, 313)
или же осле благословения накидывали на лечи платок, сложенный по диагоали (как
отмечено в Сердобском у.Саратовской губ.; Шейн, 1900, 747). латок,
видимо, был важным отличием костюма жениха. Возможно,он был пережитком какой-то
древней плащевидной одежды. Чаще всегов
"источниках говорится о платке, оторый дарила невеста жениху ион носил
его, подтыкая под опояскуили на шее, либо платок (или рушник) повязывали ему
через плечо» или подпоясывали. Украинской и белорусской свадеб, чем русской. Так, невеста-украинка одевалась в
праздничное платье, когда обходила село с приглашением на сватанье, кликать
ж1-нок на шишки (изготовление изделий из теста), на весхлля и т. д. (рис.
7). В Херсонской губ., например, невеста в субботу (перед свадьбой) надевала «первый убор» (лучший) —
часто красную юбку, повязывалась рушником, положив при этом за пазуху хлебчик
с солью, а под хустку два колоска жита, а затем шла скликать родных и дружек
(Весшля, 1970а, 359). Вопрос о двух видах свадебной одежды требует
дальнейшего исследования.
Рубаху
шили из некрашеного холста или из пестряди,
а в конце XIX—начале XX в. чаще из покупного
материала (ситца, кумача). Основная одежда
жениха, в которой он был на свадьбе, шилась невестой и была ее подарком.
Большая роль отводилась шапке жениха, которая, как
правило, особо украшалась (об этом см.
ниже). Одевание жениха так же, как и невесты, было особым ритуалом. В день
свадьбы крёстная жениха «убирала» его в хлеву с водой, хмелем и серебряной
монетой. При этом сваха трижды встряхивала
рубаху и другие части костюма жениха, обводила ими трижды вокруг
его головы, произнося слова 'молитвы
и каждый раз сплевывая в
сторону, как бы отгоняя нечистую силу. И только после этого надевала все на
жениха (Звонков, 1889, 107).
Апотропейные (охранительные) действия,
связанные с одеждой жениха и невесты, были важным составным
элементом обрядов одевания жениха и невесты. К ним относится:
1. частая перемена платья молодых в течение свадьбы, что имело престижное,
а возможно, еще и охранительное значение, о чем
писала в своей работе Н. П. Колпакова:
переодеваясь, как бы сбрасывали с платьем порчу, которая могла быть напущена
(Колпакова, 1965, 275). Вместе с тем отмечался и
такой противоположный факт, но также апо-тропейного
характера: невеста не меняла платья
с самого просватают, вплоть до венчания, хотя бы
этот промежуток продолжался месяцы
(Белозерский у. Новгородская губ.; Шейн,
1900, 527).
2. Одевание одежды наизнанку.
В селениях по Терскому берегу одежду невесты выворачивали наизнанку, в целях
предохранения от порчи (Шмаков, 1903, 62).
|