{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
пили
«крутильное вино» (Ярославская
губ.; Еостоловский, 1911, 250). Перемена прически и подбор волос под головной, убор — основные отличия замужней
женщины от девушки.
В зависимости от региона это мог быть кокошник, кичка с
сорокой, повойник, сборник (рус); намтка,
рантух, серпанок (Укр.),
чепец, наметка (белорус). К началу XX в. эти уборы,,были большею частью заменены "платками.
Обычай закрывать волосы замужней
женщине - очень древен. В конце Х1Х-начале XX в. он сохранялся
местами, хотя лод влиянием города начинал исчезать. В основе
его — представление о том, что открытые волосы замужней женщины якобы
приносят несчастье - неурожаи хлеба, надеж скота. Эти представления
были у восточнославянских народов
и у некоторых их соседей (Зеленин,
1926, 315-317) Д. И. Зеленин полагал, что закрывание
волос _ остаток закрывания лица.
Более права Н. И.
Гаген-1орн, считавшая,
что основная причина покрытия заключалась в волосах.
Она привела большой материал, характеризующий
представления о магической силе, заключенной в волосах, не только у славян (в
прошлом), но и у многих других народов. Представление о них связывалось с
растительностью, идеей плодородия. По мнению Н. И. Гаген-Торн, невеста, выходя
замуж в другой род, могла повредить ему своими волосами, вернее, заключенной в
них магической силой (Гаген-Торн, 1933, 88).
Исследователями было
замечено сходство названий женских головных уборов (у русских) с птицей
(сорока, кичка, кокошник). Старинный женский головной убор, видимо ритуального
назначения, имелся у группы русских (семейских) в Сибири, состоявший из шкуры
селезня (Маслова, 1975, 54). По своей форме кички часто
напоминали рога коровы. В XIX в. рогатые
головные уборы были присущи в той или иной мере всем восточным славянам. Наиболее
ярко была выражена рогатость в головных уборах в южнорусских губерниях (рис.
13). Украинки и белоруски ограничивались главным образом подкладкой кудели для
устройства небольшого возвышения на голове (Атлас, 1967, 230). Связь головного
убора с представлением о животном четко выражена в свадебном ритуале коми:
когда невеста выходила из бани, ей надевали на голову шкуру лисицы таким
образом, что она напоминала шапку (Плесов-ский, 1968, 53)15.
Символика головных уборов, сходных с птицами и
животными, нуждается в дальнейшем
исследовании. Их связь с идеей плодородия видна хотя бы из того, что,
надев рогатую кичку после замужества, женщина в старости меняла ее на
безрогую или ходила в одной сороке без
кички. По представлениям крестьян,
ношение убора, полностью
закрывавшего волосы,
содействовало производительности, благополучию в хозяйстве, в то
время как показаться простоволосой
якобы приносило вред.
|