{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
1870, 138). У белорусов этот же сюжет прослеживается
в том, что боярки не позволяли до трех раз
надевать шубу невесте, дока дружко не уплачивал им две
или три копейки (Городокский у.
Витебская губ.; Романов, 1912, 399, 411). -Шуба
или другая верхняя одежда в подарках жениха невесте
присутствовала во Владимирской, Рязанской, Ярославской,
Нижегородской, Вятской, Архангельской, Енисейской, Витебской губерниях.
Обувь — лапти, сапоги, валенки, коты, башмаки и т. д.
— была, как уже отмечалось, обязательным подарком жениха невесте. Видимо, это
был не «простой подарок», по выражению Д. К. Зеленина (Зеленин, 1913,
1—16), а подарок, в который вкладывали определенный смысл. Д. К. Зеленин
правильно отделил обряды с новой обувью от обрядов со старой обувью.
Когда жених шел свататься, он нес невесте
лапти, и если она их принимала, это означало, что
она согласйа на брак (Кувская губ.; Лебедева Д.- И.'; 1960, 249). В день
свадьбы невеста надевала подаренную женихом обувь. II. Я. Ыикифо-ровский отмечал, что
подаренные башмаки принято было подавать невесте через стол. Эти башмаки она
надевала, когда ехала к венцу. Считалось, что если невеста надевала сперва
правый башмак, то она будет склоняться («хинуцца») к сторонним людям, а не к
мужу (Никифоров-ский, 1897, 57). Иногда обувь изготовлял будущий
свекор. Так было в Олонецкой губ.: он шил невесте бахилы (Маслова,
1948).
Обувь
как подарок имела не
только практическое значение, но являлась
опять же символом привязанности будущей
жены к дому. Обувь не всегда была дорогой,'часто
своего изготовления и состояла из лаптей,
которые, обязательно должен был сплести сам жених. В-Рязанской,
Калужской, Орловской, Тамбовской губерниях жених
нлел «писаные» лапти (праздничные — с
головкой мелкого плетения). В Калужской губ.
(в первой половине XIX в.) невеста и жених избегали друг друга, но он обязан был до
самой свадьбы, хотя бы этот период длился более года,
снабжать невесту «писаными»
лаптями (Терещенко, 1848, 594—595). Обычай в
Дмитриевском у. Орловской губ. привязывать подаренные лапти к ножкам стола,
головками книзу (Добровольский, 1905,
385), возможно, также имел значение
пожелания крепкой связи невесты с домом
будущего мужа. У украинцев отмечен следующий обряд
поднесения саног невесте: перед венчанием, когда
невеста одаривала жениха сорочкой и платком, он дарил
ей деньги и сапоги, в которые клал пряники и орехи. Свахи обували
невесту, заставляя ее пройтись и протанцевать. Если сапоги оказывались малы
или велики, жених был обязан их взять обратно и дать невесте другие. Невеста
должна была танцевать в них на свадьбе. На русском Севере невесту обувал брат,
при этом она обращалась к нему: «Потрудись-ко, братец миленькой, ты обуть да
красну девушку, ты в ос-таннее, последнее» (Соколовы, 1915,
Олонецкой губ. невеста бросала подаренные башмаки и
приговаривала: «Не дари ко чуж-чужбенин ТЬ1 нищенским подарком. .
.». При этом она вспоминала, как у родимого батюшки по воскресеньям носила
«башмачки козловые, чулочки бумажные, по годовым по празднич
чулочки шелковые и башмачки Тьяны. (Дашков, 1842,
197).
В Крестцкому. Новгородской губ. на вопрос жениха и
дружки, готова ли невеста к венцу, отец отве-что она ушла в лес по ягоды или' сучьи
собирать; так отвечал а тго трех раз, пока жених не дарил невесте обувь (Шейн,
|