{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Лебедева А., ; .1978, 216).
Иногда
сохранялись лишь следы |
обряда. Так, в Костромском у. (в начале XX в.) при. встрече молодых ребятишки
набивали соломой старые лапти и, надев их на палки,
зажи- ! гали; кроме того, натаскивали
в избу солому (Виноградов Л., 1917, 122). Эти действия носили скорей
развлекательный характер, но произошли они,
видимо, от обряда, означавшего " пожелание
благополучия и урожая, Полы . одежды
Придавалось большое значение
прижатию края одежды другого человека. Кто придавит полу и
наступит на йогу другому человеку, тот будет верховодить. Обычай требовал,
чтобы один из сватов сед рядом с невестой и придавил ей край одежды,
тогда сватовство
будет удачным (Черниговская губ.). Прикрыть
своей полой другого означало как бы покровительство. Это
делал жених во время свадьбы
по отношению к невесте. Думается, что этими представлениями о
покровительстве, а вместе с тем главенстве над
человеком объясняется обычай, по которому свекровь,
накрывая невестку полой
своей одежды, вводила ее в хату (Весшля, 1970а, 340). Но
было и такое поверье, что если князь или княгиня
нечаянно сядут на полу одежды
друг друга, то это сулило болезнь в первый год супружества (Никифо-ровский,
1897, 63).
Обувь
На моей на правой руке На ней не письма
писаны, Не узоры нашиваны, .Но. моей на правой руке Одно перстъенье злоченое. (Иватщкий, 1890, 100)
Огонь здесь не случаен. При
встрече молодых было в обычае разводить костер посредине двора. Огню придавалась
магическая, очистительная сила,
.
Своеобразный столбовой обряд был у
белорусов. Главное действующее лицо — столбовый, шли запевало, который
с печного столба как бы благословлял молодых, был в стоптанных лантях,
изношенном балахоне, рваной шапке, с растрепанными волосами. В своей речи он
упоминает: «. , .на печь уськинули мене атоп-кам. . .»
Тысяцкий давал ему пироги, вино и обещал
«Козловы боты, руковицы голицы, на шапку куницу» (Романов, 1912,
403—409). «Атопки» (стоптанные лапти) здесь, возможно, играли когда-то
охранительно-благожелательную роль, как и в других обрядах.
По мнению Д. К.
Зеленина, охранительная сила ноги перешла на обувь. Старая поношенная обувь
как часть самого человека приносилась в
жертву духахм, особенно умершим (Зеленин, 1912, 13)'. Не случайно
отпечатки ног и рук встречаем на древних наскальных изображениях.
Правая нога и правая
рука и особенности одежды
|