{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Лебедева А.,        ; .1978, 216).

Иногда  сохранялись  лишь  следы        | обряда. Так, в Костромском у. (в на­чале  XX в.)  при. встрече  молодых ребятишки набивали соломой старые лапти и, надев их на палки,  зажи-        ! гали; кроме того, натаскивали в из­бу солому (Виноградов Л., 1917, 122). Эти действия носили скорей развле­кательный характер, но произошли они, видимо, от обряда, означавшего       " пожелание благополучия и урожая, Полы . одежды

Придавалось большое значение при­жатию  края  одежды другого  чело­века. Кто придавит полу и наступит на йогу другому человеку, тот будет верховодить. Обычай требовал, чтобы один из сватов сед рядом с невестой и придавил ей край одежды,  тогда сватовство   будет   удачным   (Черни­говская губ.). Прикрыть своей полой другого  означало  как  бы покрови­тельство. Это делал жених во время свадьбы   по   отношению   к   невесте. Думается, что этими представлениями о  покровительстве,  а  вместе  с  тем главенстве  над человеком  объясня­ется обычай, по которому свекровь, накрывая    невестку    полой    своей одежды, вводила ее в хату (Весшля, 1970а,  340).  Но  было  и  такое  по­верье, что если князь или княгиня нечаянно   сядут   на   полу   одежды друг друга,  то  это сулило болезнь в первый год супружества (Никифо-ровский, 1897, 63).

Обувь

На моей на правой руке На ней не письма писаны, Не узоры нашиваны, .Но. моей на правой руке Одно перстъенье злоченое. (Иватщкий, 1890,  100)

Огонь здесь не случаен. При встрече молодых было в обычае разводить костер посредине двора. Огню при­давалась магическая, очистительная сила,

. Своеобразный столбовой обряд был у  белорусов.  Главное  действующее лицо — столбовый, шли запевало, ко­торый с печного столба как бы бла­гословлял молодых, был в стоптан­ных лантях,  изношенном балахоне, рваной шапке, с растрепанными во­лосами. В своей речи он упоминает: «. , .на печь  уськинули мене  атоп-кам. . .»   Тысяцкий  давал   ему   пи­роги, вино и обещал «Козловы боты, руковицы голицы, на шапку куницу» (Романов, 1912, 403—409). «Атопки» (стоптанные лапти) здесь, возможно, играли когда-то охранительно-благо­желательную роль, как и в других обрядах.

По мнению Д. К. Зеленина, охра­нительная сила ноги перешла на обувь. Старая поношенная обувь как часть самого человека приносилась в жертву духахм, особенно умершим (Зеленин, 1912, 13)'. Не случайно отпечатки ног и рук встречаем на древних наскальных изображениях.

Правая  нога и правая рука и  особенности  одежды