{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
1902, 27—28).
Делалось это, как писал один из авторов, из опасения порчи со стороны лихого
человека (Поспелов, 1870, 134). Такой обычай отмечен в
Нижегородской, Калужской, Пензенской,
Гродненской, Минской и в других губерниях. Известен он и другим
народам. Например, А. С. Сидоров писал о значении шапки как талисмана у коми:
на Ижме жених не снимал ее, чтоб не быть околдованным (Сидоров, 1928,
156). Как упоминалось выше, не снимали шапки поезжане.
Из сказанного видно
апотропейное значение шапки на свадьбе. Но
этому противоречит обычай, выполнявшийся в Оренбургском у. и в Белозерском
у. Новгородской губ.: поезжане и жених ехали всю дорогу до церкви без шапок, а
невесту везли закутанной (Шейн, 1900, 526, 754). Возможно, что данный
обычай более новый, возникший под влиянием церкви. Шапка жениха отмечалась
каким-либо украшением: например, бантом из лент (во многих уездах Минской
губ.). Для украинской свадьбы характерно пришивание кв1тки (см. Приложение),
составлявшее целый обряд. Сестра жениха несла
кв1тку, сшитую из лент с тремя свечами. Старшая дружка брала шапку
молодого и, отколов квйку от молодой, пришивала ее к шапке жениха. При этом
дружко надевал на молодого свою шапку, чтобы он не сидел с открытой головою.
При этом девушки пели:
Ой дай, маши, голку И ниточку шовку
Пришити кегточку К зеленому барвгночку,И к квгтщ, и к китайщ, И к
Иваноеш шапщ.
СЧубинспий, 1877, 189)
Дружко выкупал у
старшей дружки шапку жениха. Пока пришивали кв1тку, жених надевал шапку старшего боярина, который снимал шапку с
другого боярина, тот с третьего и т. д. Когда молодой уплачивал старшей свахе, пришивавшей кв1тку, она
одевала ему шапку, и так по цепочке все надевали свои шапки (Черниговская губ.;
Онисъко, 1899, 131—132). Характерно для украинцев надевание венка из
барвинка на шапку жениха. Старшая дружка снимала венок с головы невесты и
пришивала его к шапке жениха.
Существовал обычай надевать на
невесту шапку жениха. В первой половине XIX в. в белорусской свадьбе маршалок набрасывал на
причитавшую невесту шубу и шапку молодого (Терещенко,
1848, 472). Одевание шапки на невесту было известно и некоторым
соседним народам, например марийцам (Зеленин, 1914, 490). Отмечено
одевание на невесту и шапки дружки. Это не удивительно, так как дружко являлся
представителем и даже заместителем жениха (дарил подарки, выкупал косу и т.
д.). Одним из вариантов обряда с шапкой был обряд на девишнике (Рязанской
губ.), где жених должен был угадать невесту среди девушек, накрытых шалью, и
ударить ее своей шапкой по голове. Если он не угадывал, то платил девушке,
которую принял за невесту. В украинской свадьбе был такой эпизод: когда
окручивали невесту и одевали ей очшок, она скидывала его дважды, в третий раз
жених сам одевал на нее свою шапку, и
невеста оставалась в ней (Волков Ф., 1916, 631).
|