{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Покрывание невесты
шапкой жениха, по словам В. Охримовича, служило символом супружеского единства (Охримович, 1892, 41). Предположение
В. Охримовича весьма вероятно. Здесь вспомним о старинном обычае класть шапку
на брач-- ную постель. В Черниговской губ. сваха одевала молодой шапку молодого,
в которой она спала (Онисько, 1899, 139). Надевание невестой головного
убора жениха являлось как бы символом перехода ее в род мужа. Символическим
захватом невесты было неожиданное срывание дружкой девичьего венка с головы невесты,
одевание на нее мужской шапки и подпоясывание ее поясом, яему сопротивлялась
как сама невеста, так и боярки (Романов, 1912, 502). Эти действия
служили как бы закреплению брака.
Особенности одежды молодой
Костюм молодухи
первого года замужества отличался особой нарядностью. Кокошник, богато
украшенный парчой, галуном, жемчугом (настоящим или его имитацией), или рога
(рогатую кичку) молодая нередко носила только до появления первого ребенка,
после чего кокошник или другой нарядный головной убор надевался лишь в особо
торжественных случаях. Этот переход молодой в разряд матерей отмечался ж в
других особенностях костюма (например, сарафан, который в некоторых
местах южнорусских губерний в конце XIX в.
стал модной одеждой, женщина надевала в праздники до появления первого
ребенка, а потом переходила к ношению поневы). В Коротоякском у. Воронежской
губ. носили рубахи с «пельками» — со вставками в верхней части
стана, которые у молодых женщин и взрослых
девушек шили из красной ткани (кумача или сатина), а для старух и девочек — из
белой. «Перестала красные пельки носить» означало, что женщина состарилась (Гринкова,
1936, 41). Таким образом, красные пельки отмечали производительный период
в жизни женщины.
Головные уборы,
рубахи, поневы с большой тонкостью отражали возрастные изменения в жизни женщины,
что сказывалось на количестве и характере их украшений, расцветке, материале и
пр.
Верхняя одежда, мех
Многочисленные
свидетельства говорят об обычае одевания брачащи-мися верхней одежды, несмотря
ни на какую погоду. Обычай этот держался до начала XX в. Невеста венчалась в шубейке, как бы жарко ни было
(Костромская губ.); надевала овчинную нагольную шубу (Калужская губ.; Зеленин,
1915, 591). В Витебской губ. она ехала к венцу в шубе, поверх которой
надевался еще суконный армяк (Шейн, 1890, 42); новобрачные, приезжая из
церкви, садились за стол в шубах; потом их снимали (Дилакторский, 1903,
32). Считалось, что от этого жизнь молодых сложится счастливо, привольно. У
украинцев кожух — верхняя женская (и мужская) одежда — был обязательной частью
приданого девушки. Сшитый из овчины (мехом внутрь), он богато расшивался.
Узоры вышивки имели не только декоративное значение, но, по мнению В. Ю.
Билецкой, изучавшей их, несли и другую функцию. Они отражали свадебную
символику: «сосенки» напоминали свадебное гильце, мотив «зорЪ> согласовался
с мотивами свадебных несен, узор «яблучки» — символ любви; подкова, вышитая
на спине, считалась талисманом. «Червоний», который доминировал в вышивке,
особенно характерен для свадебной одежды (Богодуховский у. Харьковской губ.; Быецка,
1927, 64—67).
У гуцулов гугля
|