{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
чайно каравай (у украинцев) окрашивали
красной краской, украшали красной калиной; также окрашивали
свадебные шишки, особенно — две из них,
наиболее крупные, которые предназначались для невесты
и жениха (Смирнов А., 1878, 675).
Калиной подкрашивали вино» У белорусов был обычай, когда молодые после брачной
ночи отправлялись к тестю, захватив с собою сладкую, подкрашенную в красный
цвет водку; при этом бутылка была обвязана
красной лентой (Витебская губ.,* Романов, 1912, 360).
От общей характеристики
роли одежды в свадебных обычаях и обрядах перейду к значению и символике
отдельных составных частей костюма: одежде,
головным уборам, обуви и украшениям.
Рубаха
Рубаха — основная
часть женской и мужской одежды, надевавшаяся непосредственно
на тело. В конце? XIX—начале XX в. в ряде
селений она
еще служила
одновременно-домашней и
выходной одеждой (см. Приложение). Сохранялись
немногие места, где у девушек и парней рубаха с поясом была единственной
одеждой. Обычай парней ходить до женитьбы в одной длинной рубаха (до
колен) постепенно выходил и$ быта, и к XX в. о нем чаще всего* только вспоминали. Но в
прошлом он был у всех восточных
славян. В некоторых районах еще держалось поверье,
что свою рубашку ' нельзя продавать. Продать ее — значит
продать свое счастье. По рубашке
якобы можно было «испортить» ее
владелицу или владельца (Лебедева Н. И., 1926, 13).
Подвенечной рубахе придавалось особое-значение, изготовлялась она.
в особые дни; в причитаниях невесты говорится, что «тонку-белу сорочечку» . .
.по три
ноченьки вышивала «. . .в перьву
ноченьку христов-ськую, во другую во иваньиньскую? в
третью ноченьку петровськую. . .» (Шахматов, 1948, 41).
Подвенечная
одежда использовалась в ответствиеные моменты всея
дальнейшей человека вплоть до смерти (см Ей приписывались
целебные (Сумцов, 1881, 76). Она употрелялась при тяжелых родах,
болезниив других случаях. Жених дом должен был быть в
рубашкр изготовленной руками невесты(правда, нередко
шили или помогали шить рубаху девушки) лужский у.; Кузнецов Я., 1899
532)Время одевания рубахи
женихомварьировало. В одних местах рубахеи белье,
сшитое невестой женихнадевал в день свадьбы,
причем невеста, чтобы муж любил ее ц0Слебани
вытирала свое лицо нр'иготовленным для жениха бельем (Мерцалова, 1У/о, оЬ).
Сходный обычай был у
карелов-для большего
«присушивания» бу" дущего мужа невеста
прежде чем дарить рубаху, сначала сама надевала ее на
себя (Сурхаско, 1976
|