{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

чайно   каравай   (у  украинцев)    ок­рашивали   красной   краской,   укра­шали красной калиной; также окра­шивали    свадебные    шишки,    осо­бенно — две из них, наиболее круп­ные,   которые  предназначались  для невесты и жениха (Смирнов А., 1878, 675). Калиной подкрашивали вино» У белорусов был обычай, когда мо­лодые после брачной ночи отправля­лись к тестю, захватив с собою слад­кую, подкрашенную в красный цвет водку; при этом бутылка была обвя­зана красной лентой (Витебская губ.,* Романов,  1912, 360).

От общей характеристики роли одежды в свадебных обычаях и об­рядах перейду к значению и симво­лике отдельных составных частей костюма: одежде, головным уборам, обуви и украшениям.

Рубаха

Рубаха — основная   часть   женской и мужской одежды, надевавшаяся непосредственно  на  тело.   В  конце? XIX—начале XX в. в ряде селений она     еще    служила    одновременно-домашней     и     выходной     одеждой (см. Приложение). Сохранялись не­многие места, где у девушек и парней рубаха с поясом была единствен­ной одеждой. Обычай парней ходить до женитьбы в одной длинной рубаха (до  колен)   постепенно  выходил  и$ быта, и к XX в. о нем чаще всего* только вспоминали.  Но в прошлом он  был   у  всех   восточных  славян. В некоторых районах еще держа­лось   поверье,   что   свою   рубашку ' нельзя продавать. Продать ее — зна­чит  продать   свое  счастье.   По   ру­башке  якобы  можно   было   «испор­тить»  ее  владелицу или владельца (Лебедева Н. И.,  1926,  13).  Подве­нечной  рубахе придавалось  особое-значение, изготовлялась она. в осо­бые дни; в причитаниях невесты го­ворится, что «тонку-белу сорочечку» . . .по     три     ноченьки    вышивала «. . .в   перьву   ноченьку    христов-ськую, во другую во иваньиньскую? в третью ноченьку петровськую. . .» (Шахматов, 1948, 41).  Подвенечная

одежда использовалась в ответствиеные моменты всея дальнейшей человека вплоть до смерти (см Ей  приписывались   целебные  (Сумцов, 1881, 76). Она употрелялась при тяжелых родах, болезниив других случаях. Жених дом должен был  быть   в  рубашкр изготовленной руками  невесты(правда,   нередко  шили или помогали шить рубаху девушки) лужский у.; Кузнецов Я., 1899 532)Время   одевания   рубахи   женихомварьировало. В одних местах рубахеи   белье,   сшитое   невестой    женихнадевал в день свадьбы, причем невеста, чтобы муж любил ее    цлебани вытирала свое лицо нр'иготовленным для жениха бельем (Мерцалова,   1У/о,  оЬ).

Сходный обычай был  у карелов-для  большего   «присушивания»   бу" дущего мужа  невеста  прежде    чем дарить рубаху,  сначала сама наде­вала   ее  на   себя   (Сурхаско,   1976