{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

У русских резкие различия в одежде двух свадебных периодов выражены наиболее заметно, что определялось характером свадьбы, а он в свою очередь — характером крестьянской семьи в XIX—начале XX в.

Одевание невесты происходило торжественно. Причитая, она пере­числяла свой наряд:

Ты припас ли, родной тятинька,

Еще мне  шубу  новую,

Шубу новую да сердцу темную?

Невеста кланялась отцу в ноги, а за­тем обращалась к матери:

Припасла ли ты, родимая, Еще мне да цветное платице, Цветное да подвенешное, Подвенешное вековешное?

Мать приносила дочери наряд, и девушки начинали ее одевать (Ма-карьевский у. Нижегородск. губ.; Шейн, 1900, 721). В северных и центральных русских губерниях не­весту одевали в кути за перегород­кой, шкафами; в южнорусских гу­берниях невеста с девушками си­дела на полу — деревянном возвы­шении между стеной и печью (место для  спанья), — где   ее   и   одевали.

Каждая часть одежды невесты (как и жениха) внимательно осмат­ривалась, совершалась молитва. Обычно невесту наряжали подруги, сваха или крестная мать. В обувь клали серебряные деньги, чтоб бо­гато жила, а за пазуху — кусочек мыльца, рябиновые и яблоневые листья, чтоб не испортили молодую (Новосильский у. Тульск. губ.; Шейн, 1900, 572). В первой поло­вине—середине XIX в. подвенеч­ный наряд дарил невесте жених, который присылал его с подружками накануне свадьбы (Самарский у.; Всеволжская, 1895, 7). И во второй половине  XIX  в.   было   в   обычае,

чтобы дружко привозил куфтырь — узел от жениха с одеждой для не­весты; девушки при . этом жалова­лись, что сарафан «не лезет», и ты­сяцкий должен был дать им «вы­куп» деньгами (Макарьевский у. Нижегородской губ.; Шейн, 1900, 722). При одевании невесту сажали на дежу или кадку с рожью (глав­ным образом у украинцев и бело­русов). О прическе и головных убо­рах невесты см. в специальных раз­делах этой работы, а также — при­ложение.

В старину молодые деревенские парни до женитьбы ходили в одних длинных рубахах; в изучаемый пе­риод штаны составляли одну из основных частей одежды как же­натых мужчин, так и холостых пар­ней. В некоторых губерниях мы наблюдаем своеобразие одежды же­ниха  (по данным первой половины

XIX      в.) — накинутый на плечи красный платок, зашпиленный иглой без ушка (Нижнеломовский у. Пен зенской губ.; Зеленин,