{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

— мешкообразная накидка из сукна — (рис. 14) играла большую роль на свадьбах: князь и княгиня должны были быть непре­менно в гуглях, когда отправлялись верхом в церковь, венчались и воз­вращались домой.

У лемков шуба манта из белых овчин, отороченная другим (иногда лисьим) мехом, означала богатство и должна была быть на всякой свадьбе, так что двумя-тремя ман­тами, имевшимися в селении, поль­зовались все невесты, чтоб «панна молодая» непременно венчалась в этой шубе (Головацкий, 1877, 69—70).

Разостланная волосом вверх шуба (полушубок, тулуп, кожух) играла существенную роль на всех этапах свадьбы. На ней благословляли молодых, ее расстилали в переднем углу избы на лавке, куда сажали молодых, у украинцев и белорусов вывернутым кожухом покрывали дежу, совершая посад молодых; был также обычай держать кожух над головой матери жениха, когда она благословляла |сына на поездку за невестой, обсыпая его овсом, горо­хом и мелкими деньгами. Так же держал кожух поддружье над голо­вой будущей тещи при встрече ею зятя (Онисько, 1899, 124, 128). Ко­жух использовался для покрывания постели молодых вместо одеяла.

Переступание порога считалось очень важным моментом. Молодые должны были вступить в дом невесты, переступая через мех (украинцы, Во­ронежская губ.; Яковлев, 1905, 179). При вступлении молодых и приданок в дом молодого (после привоза при­даного) порог избы застилался вы.


Обсыпание, как и меховая одежда, имело двоякий смысл: чтобы хлеб родился колосистей, чтоб сохраня­лось здоровье молодых. Слова песни, которую пели при обсыпании, го­ворят об этом:

Ой, сип, маттко, овсецъ, Щоб наш овсецъ рясен буе," Щоб наш Юрасько красен буе; Ой, сип, митгнко, пшеничку, Щоб наша пшеничка рясна була, Щоб наша Маруся красна була. СПотебня, 1914, 78—79)

Бесспорна близость этих песен к рождественским и новогодним ко­лядкам аграрно-продуцирующего ха­рактера.

Вывороченная шуба или кожух рассматривались и в другом плане. Думается, что это новое, более позд­нее осмысление обряда, когда-то имевшего благожелательное значе­ние. Вывороченная шуба и мохнатая шапка на свекрови (в конце XIX в.) рассматривались как устрашающие невестку, чтобы она была покорна и боялась свекрови. В белорусской песне при встрече молодых пели:

Ой знаци, знаци, Што чужая маци Не хоче приняци Чужого   дзитяти, Перевернула кожушок Да хоче спужати.