{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
—
мешкообразная накидка из сукна — (рис. 14) играла большую роль на свадьбах:
князь и княгиня должны были быть непременно в гуглях, когда отправлялись
верхом в церковь, венчались и возвращались домой.
У лемков шуба манта
из белых овчин, отороченная другим (иногда лисьим) мехом, означала
богатство и должна была быть на всякой свадьбе, так что двумя-тремя мантами,
имевшимися в селении, пользовались все невесты, чтоб «панна молодая»
непременно венчалась в этой шубе (Головацкий,
1877, 69—70).
Разостланная волосом
вверх шуба (полушубок, тулуп, кожух) играла существенную роль на всех этапах
свадьбы. На ней благословляли молодых, ее расстилали в переднем углу избы на
лавке, куда сажали молодых, у украинцев и белорусов вывернутым кожухом
покрывали дежу, совершая посад молодых; был также обычай держать кожух над
головой матери жениха, когда она благословляла |сына на поездку за невестой,
обсыпая его овсом, горохом и мелкими деньгами. Так же держал кожух поддружье
над головой будущей тещи при встрече ею зятя (Онисько, 1899, 124, 128).
Кожух использовался для покрывания постели молодых вместо одеяла.
Переступание порога считалось очень важным моментом. Молодые должны были вступить в дом невесты, переступая
через мех (украинцы, Воронежская губ.; Яковлев, 1905, 179). При
вступлении молодых и приданок в дом молодого (после привоза приданого) порог
избы застилался вы.
Обсыпание, как и
меховая одежда, имело двоякий смысл: чтобы хлеб родился колосистей, чтоб
сохранялось здоровье молодых. Слова песни,
которую пели при обсыпании, говорят об этом:
Ой, сип, маттко, овсецъ, Щоб наш овсецъ рясен
буе," Щоб наш Юрасько красен буе; Ой, сип, митгнко, пшеничку, Щоб наша
пшеничка рясна була, Щоб наша Маруся красна була. СПотебня, 1914, 78—79)
Бесспорна близость этих
песен к рождественским и новогодним колядкам аграрно-продуцирующего характера.
Вывороченная шуба или
кожух рассматривались и в другом плане. Думается, что это новое, более позднее
осмысление обряда, когда-то имевшего благожелательное значение. Вывороченная
шуба и мохнатая шапка на свекрови (в конце XIX в.) рассматривались как устрашающие невестку, чтобы
она была покорна и боялась свекрови. В белорусской песне при встрече молодых
пели:
Ой знаци, знаци, Што чужая маци Не хоче
приняци Чужого дзитяти, Перевернула кожушок Да хоче спужати.
|