{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
162).
Сразу после заручин ' жених давал будущей жене хустку,
которую она должна была
повязать а она ему —
сорочку (Вешлля' 1970а, 77); жених после бани надевал все
сшитое невестой и в этом ходил.
Обмен
предметами одежды был символом
соединения, укрепления связи
между мужем и женой. Это прослеживается также в обряде ритуального умывания молодых. После первой брачной ночи жених вытирал руки сорочкой
невесты, а она — сорочкой жениха {Здоровега, 1974 125;
Дешко, 1867, 704). Невеста передавала рубаху в
подарок будущей свекрови через жениха, и свекровь должна была
встречать молодых, надев эту рубаху {Корнаухов 1848, 55).
Родители жениха встречали молодых в вывернутых тулупах или же в
длинных белых.
башках (Виноградов Л., 1917,
123). В Кокшеньге было в обычае следующее: невеста,
вымывшись в бане, надевала рубаху (и штаны)
свекра и рубаху свекрови, приготовленные ею для подарков, — чтобы они пропитались
ее потом, и свекровь и свекор больше ее
любили и жалели (Едемский, 1910, 52).
Обряд изготовления рубахи жениху
назывался кроить рубашки, за рубашкой, рубашку мерить жениху.
В назначенный день родные невесты, девушки приносили в дом
жениха холст и ситец для шитья рубахи (Мансуров,
1930, 18), иногда девушки шли в дом жениха, чтобы взять рубаху, по
образцу которой невеста должна была
сшить ему новую. Девушек
обязательно угощали; завернув рубаху
в платок, они несли ее с песнями и плясками в
дом невесты (Чубинский, 1877, 183).
Дарение рубахи жениху также сопровождалось обрядом. Часто его выполняли девушки
— они торжественно несли рубаху и штаны жениху, он отдаривал их
пирогами, угощал брагой (Рязанская губ.; Мансуров, .1928,
8, 13).
У украинцев обряд
дарения сорочки сопровождался своеобразными деталями.
Посланцами к жениху были братья или другие
родственники невесты, они и несли сорочку. Свахи свивали ее в
трубку, перевязывали и
вкладывали в ветвь с
тремя отростками, украшенную лентами,
барвинком и овсом. Низ рубахи перевязывали белым
платком (означавшим «письмо» невесты). Обряд сопровождался
песней: «Шила Марися кошюлейку. . . бшими
рученьками, др^бними стижойками,
шила, вышивала, шила, а
в субботу ю окончила, перед вечари прибрала, по вечари ю шслала,
на неделю на ранейко, вбратися до слю-
от дежи), затем неслаее в сопровождении дружки к
гостям (украинцы Грайворонского у. Курской
губ.; Данковская, 1909, 157). После рассмотрения
сорочки, ее передавали
приданкам, которые играли с нею, выделывая
«разные штуки», катали по столу и т. д. (Минская губ.; Шейн,
|