{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
В крестьянской среде употреблялись покупные и домашние
косметические средства, растения (бодяга и др.). В ларце или в шкатулке,
которую жених через дружку дарил невесте, среди разных туалетных принадлежностей
— «бела мыльца духовитого», «частозубой расчесочки» — находились — белила и
румяна. Эти «мазилии», как их называли в конце XIX—начале XX в., употребляли главным образом в
небольших городах и среди крестьян северной и центральной
Полосы России,
Румяна и белила в составе .подарков жениха отмечены в
Вологодской, Архангельской, Пермской губерниях, в Калязинском у. Тверской
губ., в Малоархангельском у. Орловской губ., в Калужской губ. (среди купцов и
мещан) и у казачества. Как описал Н. Г. Ордин, невеста и ее подруги в
пригородных селениях г. Сольвычегодска, белились свинцовыми белилами и румянились
сандальной настойкой до бани, а в бане поддавали пару, чтоб «белила и румяна
скорее «впарились» в лицо (Ордин, 1896, 72). Этот обычай отражался в
песнях. Так, в вологодской песне, исполнявшейся на девиншике, говорится:
«Погляди, родима матушка, каково я нарядилася, каково набелилася, каково
нарумянилась» (Иваницкий, 1890, 80). В одной из песен
Чердынского у. поется: «Она белится, -румянится, хорошо
наряжается» (Зырянов, 1969, б/с).
На Пинеге в. состав свадебного ритуала входил обряд белил,
который заключался в том, что жених давал деньги на белила. Он опускал их
в рюмку с вином, откуда невеста доставала их, или давал деньги ей в руку. По
этому поводу устраивалось угощение (Колпакова, 1929, 30— 31).
О применении косметики невестами на Украине, Белоруссии
и на юге России известно мало. Существенное значение она имела на крайнем
юге, в частности у казачества. Терские казачки были весьма искусны в
косметике: брови и ресницы сурьмили, румянились и белились (Заседателева, 1976,
327).
Особенности
одежды невесты и жениха
Одежда невесты резко различалась в досвадебный период и после венца,
что связано с делением русской свадьбы на первую — печальную — часть и
вторую — веселую, праздничную. Разница в одежде этих периодов особенно резко
отражена в южнорусских губерниях. Б. А. Куфтин писал, что невеста в
Касимовском и Спасском уездах Рязанской губ. надевала «горемычную» поневу с белой
холщовой прошвой, которую носили «по печали», в случае смерти кого-либо из
родных, и лишь после венца, дома, она меняла «горемычную» поневу на праздничную
(Куфтин, 1926, 55). Рубаха невесты была без всякой «лишвы», т. е. без
украшений. Невеста в Калужской губ., например, отправлялась под венец в
«бабской одежде», но во всем печальном: надевала не слишком разукрашенную
поневу, белую без красной отделки рубаху и белый платок — покрывало. И лишь
только после свадебного стола у молодого молодайка меняла «печальную» поневу,
лишенную украшений (которую перед венцом надевала на нее крестная мать), на
украшенную нашивками позумента, кумача, лент и блесток (Гринкоеа, 1928,
17—36).
Иногда невеста венчалась в. девичьем сарафане и в
легком шерстяном кафтане черного цвета с белым платком на голове, которые
обычно надевали при трауре (Скошшский у. Рязанской губ.). По сведениям из
Пронского ' у. той же губернии, на девиншике невеста сидела в заднем углу избы,
в валенках (даже летом), в шушпане и черном платке (Мансуров, 1929,
17).
В Тамбовской
губ. невеста ходила в особой «печальной» одежде — в простой поньке и рубашке
без кумачовых ноликов (вставок) с черными рукавчиками (Моршаиский у.; Гаген-Торн,
1926, 175). В 1920-х годах в Калужской губ. сохранилась память о венчальной
женской иу-бахе из тонкого холста, без «пеое-тычки» или «заборки»
(красного тканого узора) - «кругом усе белые» с
долгими узкими рукавами, доходившими до подола, которую надевали только к
венцу с китайкой -сарафаном.
|