{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
Ношение металлических
и других украшений было распространено в сельской местности, но в источниках
встречается мало сведений на надевание их невестой. На Севере зажиточные поморы
носили изделия из жемчуга, ценных металлов, даже из золота не выдавать ее замуж
прослеживается в причитаниях невесты Малоярославского
у. Орловской губ.:
От золота-то венка голова болит, От перстня-то рука горит,
От подножья ноги ломит
(Шейн, 1900, 608)
По сведениям первой
половины XIX в., перстень мог служить амулетом, его привешивали вместе с образком
и крестиком к цепочке или шнуру (Минская губ.; Зеленин, 1915, 698).
Перстень служил умилостивительным подарком: на второй день свадьбы, когда
невеста шла за водой, одна из родственниц бросала в воду перстень (чтобы молодую не могли испортить).
Кроме
кольца, упоминаются некоторые
шейные украшения — в южнорусских губерниях
бисерные жерёлки, гайтаны, у украинцев — намисто
(ожерелье). У гуцулов в на-мисто невесты иногда к
включались бубенчики, а ожерелье згарди состояло
из нанизанных металлических крестиков, имевших, видимо, определенное,
может быть, охранительное
значение (Здоровега, 1974, 97). На
Севере шейные украшения для невесты нередко делали
из ткани, вышивая золотой нитью
наборош-ники (в виде воротника) и голунцы (в виде узорной полосы, плотно
прилегавшей к шее). На рис. 15 показаны два голунца невесты, вышитые золотом,
из Тотемского у. Вологодской губ. На одном из них — орнамент
из ромбов, перекрещенных внутри
двумя линиями; другой — с узором из двух плывущих к
центру лебедей. Мотивы эти нередко украшали части свадебной
одежды.
Одевали янтарь
(бруштын — бел.), которому приписывали охранительные свойства. На Севере, где были распространены (более чем в других
местах) жемчужные украшения, существовал обряд плача невесты, называвшийся жемчуг.
Оплакивала она девичество и свою судьбу;
в этом случае ей одевали
самое лучшее платье, повязку — на голову, а на шею —
жемчуг (настоящий или имитированный). Во
время плача невеста ходила по
избе и «расшибалась» — кланялась и взмахивала руками (Пинежский
у. Архангельская губ.; Шейн, 1900, 388). Здесь надо
вспомнить о том, что жемчуг был
распространенным символом слез, упоминаемым
в восточнославянских песнях (Карский, 1916,
294).
Украшения одевались главным образом после венчания.
Существовал обычай, по которому невесте запрещалось надевать украшения к
венцу. Так, например, в Перемышльском у.
Калужской губ. она не надевала ни гайтанов, ни чепок (из бисера), а
только повязывала красную шелковую ленту
крест-накрест (Шереметева,
|