{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
По воспоминаниям ста рых женщин, в
конце XIX в эти рубахи__были
уже редкими и иногда в одной рубахе венчались по очереди
(Перемышльский Д[ет метева, 1929,
42). Подобного рода рубаха в Шенкурском у. Архангельской губ.
называлась убивалъница -невеста в
ней причитала, «убивалась», взмахивая
рукавами (Работ-нова, 1962,
18). Части костюма в своих
названиях отражали трагические переживания досвадебного
периода. Платок назывался ревун Рукава
рубахи невесты назывались макальными-.
Плакальные рубахи
Олонецкой губ с длинными, суживающимися , к кисти рукавами (длиною до
100— 120 см) назывались еще
( хавки. Невеста, плача и
причитая п взмахивала при этом
руками (Та зихина 1972, 133) (см. Приложение
рис. 5). В Пинежском крае употреб- г лялся специальный
головной убор — плачея, в котором невеста оплакивала
свое расставание с волей
Одевание «по печали» невесты т
в «черненькое или беленькое» наблю- т< далось
автором этой работы в Бе- к, же^ом у Тверской губ. (Маслова, вс 1945 г.). По музейным
материалам т подвенечный сарафан нередко был «в синего или
даже черного цвета М (Приложение). Есть упоминание ве о том, что красный
сарафан надевали ин на второй день свадьбы. Красный да сарафан был как бы символом
супру- ск;
Ж6СТВД,
Из материалов
других, более се- не, верных, губерний
(Олонецкой, Ар- ва; ру- хангельской и др.) узнаем, что
когда ре- девушку просватывали, на нее на-ка- кидывали фату, после чего она уже
е», не занималась никакою работой, не со- выходила из дома, не показывалась
1е- посторонним, иногда даже не садилась за общий стол;
голову не при ча- чесывала, платок повязывала «кути кушкой»
(сложенный по диагоналица он подвязывался под подбородком)е- (Зеленин, 1914,
26; Ефименко, 1878,е- 75). В Шенкурском у. невеста сощ дня
просватания и до конца венцаь- носила поцелок
(девичью повязку);
- нередко целую неделю
покрытая тертыо она не выходила из
дома? (Зеленин, 1914, 30).а Примечателен обычай в
Архангельской губ. в момент приезда
э поезжан, невеста должна была лежать под
шубой или двумя, в самом худом платье. Затем она умывалась, ее
наряжали «на вывод» (Зеленин, I 1914, 26). Этот обычай первой поло-:
вины XIX в. поддерживался и позднее. Вологодская
невеста, когда ее благословляли утром в день свадьбы, также
была одета в будничное платье (Неуступов, 1903,
60).
|