{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
щество. Когда шли рвать барвинок для свадебных вшков,
решето, в которое его собирали, обязательно застилали запаской. Перед
отъездом к венцу староста просил благословения у родителей для молодых, и все
присутствующие садились на лавки, накрывая колени плахтою, на которую каждый
клал хлеб (Ве-С1лля, 19706, 76, 84).
В обрядах белорусов
некоторую роль выполнял фартук. В него мать невесты насыпала жито для обсыпания молодых. Мать жениха при встрече
невестки расстилала свой фартук, чтобы невестка обязательно на него наступила (Романов,
1912, 478). В этом обряде фартук был как
бы символом связи невестки со свекровью.
Пояс
Пояс играл
практическую роль, и подпоясывание
нательной, домашней, а большею частью и верхней одежды было обязательным
у всех восточнославянских народов. Без пояса, как и без креста, нельзя было
ходить — представление сохранявшееся в крестьянской среде еще до конца XIX— начала XX в.,
хотя в начале XX в. этот обычай соблюдался не так строго, особенно мужчинами, а
также там,
где было сильное городское влияние. В местах, где
бытовал традиционный костюм, женщины и девушки подпоясывали рубаху,
поневу, плахту, сарафан и. т. д. Исключением были некоторые
селения на Севере, где парчовые дорогие сарафаны
не подпоясывали, чтобы поясом не вытерлась ткань; поясом в таких случаях
повязывали рубаху под сарафаном. По сведениям М.
Н. Мерцаловой, лишь просватанная девушка могла не
подпоясывать свой сарафан (Архангельская губ.; Мерцалова, 1975,
35).
По полевым
материалам автора, в Никольском у. Вологодской губ. невеста венчалась в
неподпоясанном сарафане, как мне
объясняли, по требованию священника,
но пояс обязательно повязывали по рубахе (Маслова, 1973,
69). Значение пояса практическое и как талисмана было велико
у всех восточнославянских народов. По представлению крестьян Ярославской
губернии, «без пояса ходить грех»,
пояс считался предметом сакральным, так как он давался
каждому при крещении. Деревенские ребятишки бегали в одних
рубахах, но обязательно с поясом. Ходить без пояса считалось «неприличным», особенно
молиться богу и спать без
него (Костолевский, 1907, 48). Распоясать
человека означало его обесчестить (Лебедева
Н.И., 1960, 246). Пояс, по народным представлениям,
увеличивал силу мужчины (2е1етп, 1927, 224}. Красный пояс,
подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, наговора и чужих жен (Матейко,
1977, 122). Особо украшенные
пояса обязательны для
жениха и невесты, они
служили отметкой свадебных чинов (его повязывали через
плечо) и всей свадьбы (пояс иногда прикрепляли к
дуге свадебной повозки),служил подарком невесты,
которым она одаривала участников свадьбы. У белорусов невеста на запоинах
опоясывала жениха, на вторых запоинах — свата, а, кроме того, поясом
обертывали бутылку или бочонок
с вином (Новогрудский у. Минской губ.). После свадьбы невеста
|