{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

щество. Когда шли рвать барвинок для свадебных вшков, решето, в ко­торое его собирали, обязательно за­стилали запаской. Перед отъездом к венцу староста просил благосло­вения у родителей для молодых, и все присутствующие садились на лавки, накрывая колени плахтою, на которую каждый клал хлеб (Ве-С1лля,   19706,   76,   84).

В обрядах белорусов некоторую роль выполнял фартук. В него мать невесты насыпала жито для обсыпа­ния молодых. Мать жениха при встре­че невестки расстилала свой фартук, чтобы невестка обязательно на него наступила (Романов, 1912, 478). В этом обряде фартук был как бы сим­волом связи невестки  со свекровью.

Пояс

Пояс играл практическую роль, и подпоясывание нательной, домашней, а большею частью и верхней одежды было обязательным у всех восточно­славянских народов. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить — представление сохранявшееся в кре­стьянской среде еще до конца XIX— начала XX в., хотя в начале XX в. этот обычай соблюдался не так строго, особенно мужчинами, а также там,

где было сильное городское влияние. В местах, где бытовал традиционный костюм,  женщины и девушки под­поясывали рубаху, поневу, плахту, сарафан и. т. д. Исключением были некоторые   селения  на   Севере,   где парчовые дорогие сарафаны не под­поясывали, чтобы поясом не вытер­лась ткань; поясом в таких случаях повязывали рубаху под сарафаном. По   сведениям  М.   Н.   Мерцаловой, лишь  просватанная девушка  могла не подпоясывать свой сарафан (Архангельская губ.; Мерцалова,  1975, 35).

По   полевым материалам автора, в Никольском у.  Вологодской губ. невеста венчалась в неподпоясанном сарафане,   как   мне   объясняли,   по требованию   священника,   но   пояс обязательно  повязывали по  рубахе (Маслова, 1973, 69). Значение пояса практическое и как талисмана было велико   у  всех  восточнославянских народов. По представлению крестьян Ярославской  губернии,   «без   пояса ходить  грех»,   пояс  считался  пред­метом сакральным,  так как он да­вался каждому при крещении. Де­ревенские ребятишки  бегали в  од­них рубахах, но обязательно с поя­сом. Ходить без пояса считалось «не­приличным», особенно молиться богу и   спать   без   него    (Костолевский, 1907,  48).  Распоясать человека  оз­начало его обесчестить (Лебедева Н.И., 1960, 246). Пояс, по народным пред­ставлениям,  увеличивал силу мужчины (2е1етп,  1927, 224}.  Красный пояс, подаренный женой мужу, ох­ранял его от лихого ока, наговора и чужих жен (Матейко, 1977,  122). Особо    украшенные    пояса    обяза­тельны    для    жениха    и    невесты, они   служили   отметкой   свадебных чинов (его повязывали через плечо) и всей свадьбы (пояс иногда прикреп­ляли   к   дуге   свадебной   повозки),служил подарком невесты, которым она одаривала участников свадьбы. У белорусов невеста на запоинах опоясывала жениха,  на вторых  за­поинах — свата, а, кроме того, поя­сом  обертывали   бутылку   или   бо­чонок   с   вином   (Новогрудский   у. Минской губ.). После свадьбы невеста