{::Введение ::}
Этапы свадьбы и свадебные
чины
3. Надевание невестой
нескольких одежд, причем, если две одевали на правую сторону, то третью на левую
(наизнанку) (Колпакова, 1965, 262). В Саратовской губ. девушки наряжали
невесту в две рубахи, два сарафана, подпоясывали двумя поясами. Один из
сарафанов (рубаху, пояс) хранили всю жизнь и использовали их в особых случаях (Терещенко,
1848, 352). У русских : в Усть-Цильме и у коми на р. Ижме молодые ложились
в постель после свадьбы не раздеваясь (Плесовский, 1968, 93).
Аналогичный факт отмечен в первой половине XIX в. в Минской губ.: молодой спал раздевшись, а
молодая — в полном костюме свадебного дня — в свите или кожухе, андараке, в
сапогах и зави-вале (головном покрывале), в конце которого были закатаны
краюшки каравая (Зеленин, 1915, 691). Сходные обряды наблюдались у
коми. Как писал Н. Рогов, на пермяцкой невесте, снаряженной к венцу, были две
фаты, два китайника, двое чулок.
Во второй половине XIX в. этот обычай у крестьян, особенно зажиточных,
постепенно утрачивался (Рогов, 1860, 100).
4. Надевание
к венцу верхней одежды, в частности — меховой, независимо от времени года было
распространенным явлением, сохранившимся в
некоторых местах вплоть до начала XX в.
5. Изготовление новой одежды для молодых. Жениху шились
новая рубаха и штаны, невесте нередко жених
подносил подвенечное платье. На юго-западе Украины — там, где в полной
мере в конце XIX'—начале XX в. сохранялась традиционная одежда, изготовляли новые
кожух, свиту и специальную свадебную одежду
— гуглю, гуню (гунчу1).
БУ" Обереги
1
со- Охране молодых от порчи в ответ-чаев ственные-
для них дни свадьбы при-
для давалось
первостепенное значение. Существовало
большое количество) из действий, предметов,
которые, как считалось, обладали апотропейной гор, силой. Последние
большей частью из входили в состав
костюма брача-геб- щихся и других участников
свадебного действа: их клал в обувь, в карманы, втыкали
в одежду, об-)на вязывали вокруг тела,
подпоясыва-ою лись, носили на шнурке, на шее.
I
в церковь его вносить было нельзя, I и она незаметно должна была его ! выбросить, о таком случае
первой | половины XIX
в. упоминает Зеле-I нин
(1914, 269). К этому же типу оберегов следует отнести шерсть (Едемский,
1910, 128).
|