{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

3. Надевание невестой нескольких одежд, причем, если две одевали на правую сторону, то третью на ле­вую (наизнанку) (Колпакова, 1965, 262). В Саратовской губ. девушки наряжали невесту в две рубахи, два сарафана, подпоясывали двумя поясами. Один из сарафанов (ру­баху, пояс) хранили всю жизнь и использовали их в особых случаях (Терещенко, 1848, 352). У русских : в Усть-Цильме и у коми на р. Ижме молодые ложились в постель после свадьбы не раздеваясь (Плесовский, 1968, 93). Аналогичный факт отме­чен в первой половине XIX в. в Мин­ской губ.: молодой спал раздев­шись, а молодая — в полном костюме свадебного дня — в свите или ко­жухе, андараке, в сапогах и зави-вале (головном покрывале), в конце которого были закатаны краюшки каравая (Зеленин, 1915, 691). Сход­ные обряды наблюдались у коми. Как писал Н. Рогов, на пермяцкой невесте, снаряженной к венцу, были две фаты, два китайника, двое чу­лок.

Во второй половине XIX в. этот обычай у крестьян, особенно зажиточных, постепенно утрачи­вался (Рогов, 1860, 100).

4.    Надевание к венцу верхней одежды, в частности — меховой, не­зависимо от времени года было рас­пространенным явлением, сохра­нившимся в некоторых местах вплоть до начала XX в.

5.    Изготовление новой одежды для молодых. Жениху шились но­вая рубаха и штаны, невесте нередко жених подносил подвенечное платье. На юго-западе Украины — там, где в полной мере в конце XIX'—начале XX в. сохранялась традиционная одежда, изготовляли новые кожух, свиту и специальную свадебную одежду — гуглю,      гуню      (гунчу1).

БУ" Обереги

1 со- Охране молодых от порчи в ответ-чаев     ственные- для них дни свадьбы при-

для    давалось   первостепенное   значение. Существовало   большое   количество) из  действий,  предметов,   которые,  как считалось, обладали апотропейной гор,  силой. Последние большей  частью из входили   в   состав   костюма   брача-геб-    щихся и других участников свадебного действа: их  клал  в   обувь, в карманы, втыкали в одежду,  об-)на     вязывали вокруг тела, подпоясыва-ою    лись,  носили на шнурке,  на шее.

 

 

I в церковь его вносить было нельзя, I и она незаметно должна была его ! выбросить, о таком случае первой | половины XIX в. упоминает Зеле-I нин (1914, 269). К этому же типу оберегов следует отнести шерсть (Едемский,  1910,  128).