{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

(укр.) — день, когда подстригали младенца, был настоящим праздником.  Крестная мать должна была приготовить ему рубашку или платье.   Так,  в  Полтавской губ.  в день, когда ребенку исполнялся год, был такой обычай: приглашали баб­ку, которая выстригала ему волосы сначала     крестообразно,     а   потом стригла     всю     голову.     Мальчика стригли на топоре, а девочку — на конопле,  которая отдавалась  бабке в качестве вознаграждения. В других местах ребенка стригли, посадив его на     подушку,     вывернутую    шубу или  же  на   овчину   (2е1еп1п,   1927, 304; Трунов, 1869, 47). У белорусов, как  писал  Н.   Я.   Никифоровский, у мальчиков волосы «пыдсикаютца», а у девочек — нет. При этом маль­чика ставили на дежу.  Отрезанные волосы берегли до следующей стриж­ки, а затем бросали в чистую проточ­ную воду (Никифоровский, 1897, 33). Обычай не стричь девочкам волосы отмечен автором  этой  работы у се-мейских Забайкалья, а также И. А. Кремлевой    в    Пермской    области (1978).

Обряд подстригания волос совер­шался в древней Руси над княже­скими сыновьями по достижении ими двух- трехлетнего возраста и связан был с посадкой мальчика на коня (Срезневский,   1895,    1266—1267) — этим как бы отмечалось вступление его в более старший возраст. Весьма любопытно,   что   этот  обряд  сохра­нялся в  крестьянской среде  еще в первой  половине  XIX  в.   Обряд в крестьянской среде совершался в Се­менов день (осенью) или в день име­нин мальчика  (первенца):   кум вы­стригал  волосы,   а  отец  сажал  его на коня. Выстриженные волосы зашивали  в   ладанку.   Подарок  кума крестнику почти всегда состоял из коня, а кума дарила пояс и рукави­цы (Сахаров, 1849, 55—56). Возмож­но,   что   этот   обряд  первоначально совершался только над мальчиками, но для окончательного утверждения этого предположения пока нет-еще достаточных   данных.    Ритуал   под-стрижения совершался у украинцев и русских еще на седьмом году жиз­ни  ребенка,  когда   менялись  зубы. Обычай   подстригания   волос   ре­бенку   у  восточных   славян   (как  и многих других народов) отмечал раз­ные этапы жизни ребенка, вступле­ние его в иную возрастную группу. В   конце   XIX—начале   XX   в.   за-стрижки как обряд сохранялись во фрагментарной форме. Вероятно, его первоначальное    значение   нечетко осмыслялось.   Он  связывался   (как и другие обряды) с представлением о дальнейшей судьбе ребенка и со­провождался добрыми пожеланиями ему на будущее (чтобы скорее рос, говорил,  был богатым,  мастеровым, рукодельной и т. д.).

Одаривание ■

На родинах и крестинах обменивались подарками. Роженица дарила куму и куме по полотенцу или намитке, особенно же одаривала повивальную бабку в благодарность за помощь. Бабка обычно ни под каким видом не могла отказаться прийти к рожаю­щей (Чубинский, 1877, 3). В песнях, которые пели на крестинах, изо­бражается, с какой поспешностью она откликалась на зов:

В недельку до поранесенъко, Да бежит Петро по бабусенъку. А  бабусенъка готовусенъка В одним чоботи и без пояса; У правой руци да простыръ несе, А  в левий руци сповывочок. . .

(Савченко, 1926,  8081)

Повивальная   бабка, (