{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
(укр.) — день,
когда подстригали младенца, был настоящим праздником. Крестная мать
должна была приготовить ему рубашку или платье. Так, в
Полтавской губ. в день, когда ребенку исполнялся год, был такой обычай:
приглашали бабку, которая выстригала ему волосы
сначала крестообразно,
а потом стригла всю
голову. Мальчика стригли на топоре, а девочку — на
конопле, которая отдавалась бабке в качестве вознаграждения. В
других местах ребенка стригли, посадив его на
подушку, вывернутую шубу или
же на овчину (2е1еп1п, 1927,
304; Трунов, 1869, 47). У белорусов, как писал
Н. Я. Никифоровский, у мальчиков волосы «пыдсикаютца»,
а у девочек — нет. При этом мальчика ставили на дежу. Отрезанные волосы
берегли до следующей стрижки, а затем бросали в чистую проточную воду (Никифоровский,
1897, 33). Обычай не стричь девочкам волосы отмечен автором
этой работы у се-мейских Забайкалья, а также И. А.
Кремлевой в Пермской
области (1978).
Обряд
подстригания волос совершался в древней Руси над княжескими сыновьями по
достижении ими двух- трехлетнего возраста и связан был с посадкой мальчика на
коня (Срезневский, 1895, 1266—1267) — этим
как бы отмечалось вступление его в более старший возраст. Весьма
любопытно, что этот обряд сохранялся
в крестьянской среде еще в первой половине XIX в.
Обряд в крестьянской среде совершался в Семенов день (осенью) или в день именин
мальчика (первенца): кум выстригал волосы,
а отец сажал его на коня. Выстриженные волосы зашивали
в ладанку. Подарок кума крестнику почти всегда
состоял из коня, а кума дарила пояс и рукавицы (Сахаров, 1849, 55—56).
Возможно, что этот обряд
первоначально совершался только над мальчиками, но для окончательного
утверждения этого предположения пока нет-еще достаточных
данных. Ритуал под-стрижения совершался у
украинцев и русских еще на седьмом году жизни ребенка,
когда менялись зубы. Обычай
подстригания волос ребенку у
восточных славян (как и многих других народов)
отмечал разные этапы жизни ребенка, вступление его в иную возрастную группу.
В конце XIX—начале
XX
в. за-стрижки как обряд сохранялись во фрагментарной форме.
Вероятно, его первоначальное значение нечетко
осмыслялось. Он связывался (как и другие обряды)
с представлением о дальнейшей судьбе ребенка и сопровождался добрыми
пожеланиями ему на будущее (чтобы скорее рос, говорил, был богатым,
мастеровым, рукодельной и т. д.).
Одаривание ■
■ На родинах и крестинах обменивались подарками.
Роженица дарила куму и куме по полотенцу или намитке, особенно же одаривала
повивальную бабку в благодарность за помощь. Бабка обычно ни под каким видом не
могла отказаться прийти к рожающей (Чубинский, 1877, 3). В песнях,
которые пели на крестинах, изображается, с какой поспешностью она откликалась
на зов:
В недельку до поранесенъко, Да бежит Петро по
бабусенъку. А бабусенъка готовусенъка — В одним чоботи и без пояса; У правой руци да простыръ несе, А
в левий руци сповывочок. . .
(Савченко, 1926, 80—81)
Повивальная бабка, (
|