{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
1926,
89). По украинскому варианту,
выкупав ребенка, бабка завертывала мальчика в рубаху отца,
разрезая ее в трех местах, а девочку — в рубаху
матери, завязав в рукав кусок нечины,
уголь, монету, а затем передавала его куму, кум — куме.
Мальчика передавали на пороге, девочку — через гребень, после чего
шли в церковь крестить (Чубинский, 1877, 9). В этих
обрядах, видимо, выражена идея связи
да была более мягкой и удобной для завертывания
детей. Но вместе с тем обычай этот имел и определенную символику. Вся
«дзяцинная бялизна робитца з старизны», как писал Н. Я. Никифоровский, но не из
детской одежды, а из обносков близких родных, чтобы ребенок непременно
унаследовал их положительные качества {Никифоровский, 1897,
14). .
«Одеждой»
новорожденного была пеленка
(пелюшка) и свивальник
(повивач — укр.; сповивач — бел.) — длинная
полоса ткани (до 2 м длины и до 9 см ширины); им свивали
ребенка до годовалого возраста и более (Дивилъковский, 1914, 590).
Иногда для этого служил шнур, которым крестообразно обвязывали
ребенка, а в некоторых случаях использовали пояс. На Украине, когда несли
ребенка крестить, обертывали его «чолов1чьей» сорочкой, положив в
ее правый рукав хлеб (который приносил
кум), и «сновивали» накрест красным поясом;
так же делали, когда несли дитя к причастию (Савченко, 1926, 79).
У гуцулов ребенка несли крестить, накинув на него
материнскую свадебную гуглю и подвязав красным поясом к шее, чтоб
легче было нести (Доникгв, 1918,
с. 100).
Первая рубашка ребенка была самого простого покроя.
Белорусский мятлек — сорочка новорожденного — состояла из куска холста
или коленкора, перегнутого пополам с вырезанным посередине (на сгибе)
отверстием для головы (см. Приложение). К крестинам (которые стремились
провести как можно скорее— в день рождения или на другой день) готовили ребенку
новую рубашку, пеленку, пеленичник (свивальник), платок и крестик. Чаще всего
это делали восприемники. На Севере
крёстный отец — божат — готовил крестик или давал на
него деньги, а крёстная — божатка — приготовляла ему рубашку (Иваницкий,
1890, 110). Крестильная пеленка
особо украшалась. В отдельных местах ею служила также рубаха отца, в которой
он венчался. Венчальная, обычно нарядная отцовская рубаха, в качестве
крестильной использовалась населением Рязанщины очень долго. Автором этих
строк была приобретена такая
рубаха — пастелка — в с. Борщевое (бывгя. Скопинский у.) у колхозницы А. М.
Просмолотовой (р. 1892 г.),
в которой венчался еще ее дед и которая служила «постел-кой» для
всех последующих поколений. Сшитая из
льняного холста, длинная (спускалась
ниже колен), с кумачовыми ластовицами, рубаха отделана прошивками
(по плечам) и кружевами (своего плетения) на концах рукавов и
по подолу. Иногда (в начале
|