{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

 

Погребальные обряды

Погребальная   одежда.   Похоронная обрядность подразделяется в основ­ном на три этапа: подготовка умер­шего   к   погребению,   погребение   и поминки.    В    XIX—начале   XX  в. эти обряды отражали взгляды кре­стьян на загробную жизнь, в кото­рых языческие представления не были полностью вытеснены христианством, а слились с ним. Крестьяне считали, что   «на   том   свете»   человек   будет вести тот же образ жизни, какой он  вел на земле. В причитаниях гово­рится о «далеком пути-дороженьке», куда он отправлялся и где его ждали разные испытания, преодоления пре­пятствий (лезть на стеклянную гору, переплывать реку и т. д.). Это  вы­зывало заботы о снаряжении умер­шего,  снабжении его всем тем, что ему могло понадобиться.

Считалось, что умершие (родители, д1ды, дзяды) имели большую власть над живыми и могли быть доброй или злой силой для семьи. Погре­бальные обычаи и обряды направ­лены на то, чтобы задобрить умер­ших, а вместе с тем оградить себя от действия   смертоносной   силы.

Одежда имела определенную функ­циональную направленность в по­гребальных и поминальных обрядах и   отличалась   характером   покроя, материалом,   цветом,   способом   из­готовления  и  др.

Одной из особенностей был обычай хоронить в одежде, в которой чело­век венчался. В Бежецком у. Твер­ской   губ.   автором   записана   пого­ворка:  «В  чем венчаться,  в  том и скончаться»   (Маслова,   1945).    Как говорили,   «брашно»   (брачное)  надо беречь  и  в   нем  ложиться   в   гроб (Виноградов Г., 1923, 27). Венчальная рубаха, обычно сохранявшаяся всю жизнь, часто служила и погребаль­ной. Предметы, в том числе одежда, бывшие в церкви во время обрядо­вого   богослужения,   по  воззрениям крестьян,   имели   особое   значение. Возможно, однако, что корни этого обычая — надевать брачную (обычно лучшую)   одежду   умершему — вос­ходят  еще  к дохристианской древ­ности.   Погребальную одежду шили и заново. Упоминания о новой одежде для покойника очень часты при опи­сании погребальных обычаев у рус­ских,   украинцев   и   белорусов.   Но наряду с новой одеждой был и такой обычай: хоронили в той самой ру­бахе, в которой человек умер. Или же клали эту рубаху с ним в домовище, а новую одевали на него (Олонецкая губ.; Шейн,  1900,  793).

Обычай заранее заготовлять смйптную   или   смерётную   одежду   был широко распространен и сохранился до нашего времени. Иногда заготов­ленную рубаху шили не до конца, оставив не вырезанным ворот или не доделав другие детали, которые до­делывали покойному уже после смер­ти (Пермская губ.; Кремлева, 1978). Материал для одежды   в  XIX в. был домотканым, а к концу XIX— началу XX