{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
Погребальные
обряды
Погребальная
одежда. Похоронная обрядность подразделяется в основном на три
этапа: подготовка умершего к погребению,
погребение и поминки. В XIX—начале XX в. эти обряды отражали взгляды крестьян на
загробную жизнь, в которых языческие
представления не были полностью вытеснены христианством, а слились с
ним. Крестьяне считали, что
«на том свете» человек будет вести
тот же образ жизни, какой он вел на земле. В причитаниях говорится о
«далеком пути-дороженьке», куда он отправлялся и где его ждали разные
испытания, преодоления препятствий (лезть на стеклянную гору, переплывать реку
и т. д.). Это вызывало заботы о снаряжении умершего, снабжении
его всем тем, что ему могло понадобиться.
Считалось,
что умершие (родители, д1ды,
дзяды) имели большую власть над живыми
и могли быть доброй или злой силой для семьи. Погребальные обычаи и обряды
направлены на то, чтобы задобрить умерших, а вместе с тем оградить себя от
действия смертоносной силы.
Одежда
имела определенную функциональную
направленность в погребальных и поминальных обрядах и
отличалась характером покроя, материалом,
цветом, способом изготовления и др.
Одной из особенностей был обычай хоронить в одежде, в
которой человек венчался. В Бежецком у. Тверской губ.
автором записана поговорка: «В чем
венчаться, в том и скончаться» (Маслова,
1945). Как говорили,
«брашно» (брачное) надо беречь и
в нем ложиться в гроб (Виноградов
Г., 1923, 27). Венчальная рубаха, обычно сохранявшаяся всю жизнь, часто
служила и погребальной. Предметы, в том числе одежда, бывшие в церкви во время
обрядового богослужения, по воззрениям
крестьян, имели особое значение. Возможно,
однако, что корни этого обычая — надевать брачную (обычно лучшую)
одежду умершему — восходят еще к дохристианской древности.
Погребальную одежду шили и заново.
Упоминания о новой одежде для покойника очень часты при описании
погребальных обычаев у русских, украинцев
и белорусов. Но наряду с новой одеждой был и такой
обычай: хоронили в той самой рубахе, в которой человек умер. Или же клали эту
рубаху с ним в домовище, а новую одевали на него (Олонецкая губ.; Шейн,
1900, 793).
Обычай заранее заготовлять смйптную
или смерётную одежду был широко
распространен и сохранился до нашего времени. Иногда заготовленную рубаху шили
не до конца, оставив не вырезанным ворот или не доделав другие детали, которые
доделывали покойному уже после смерти (Пермская губ.; Кремлева, 1978).
Материал для одежды в XIX в. был домотканым, а к концу XIX— началу XX
|