|  {::Введение ::} Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
   Погребальные
обряды Погребальная  
одежда.   Похоронная обрядность подразделяется в основном на три
этапа: подготовка умершего   к   погребению,  
погребение   и поминки.    В    XIX—начале   XX  в. эти обряды отражали взгляды крестьян на
загробную жизнь, в которых языческие
представления не были полностью вытеснены христианством, а слились с
ним. Крестьяне считали, что  
«на   том   свете»   человек   будет вести
тот же образ жизни, какой он  вел на земле. В причитаниях говорится о
«далеком пути-дороженьке», куда он отправлялся и где его ждали разные
испытания, преодоления препятствий (лезть на стеклянную гору, переплывать реку
и т. д.). Это  вызывало заботы о снаряжении умершего,  снабжении
его всем тем, что ему могло понадобиться. Считалось,
что умершие (родители, д1ды,
дзяды) имели большую власть над живыми
и могли быть доброй или злой силой для семьи. Погребальные обычаи и обряды
направлены на то, чтобы задобрить умерших, а вместе с тем оградить себя от
действия   смертоносной   силы. Одежда
имела определенную функциональную
направленность в погребальных и поминальных обрядах и  
отличалась   характером   покроя, материалом,  
цветом,   способом   изготовления  и  др. Одной из особенностей был обычай хоронить в одежде, в
которой человек венчался. В Бежецком у. Тверской   губ.  
автором   записана   поговорка:  «В  чем
венчаться,  в  том и скончаться»   (Маслова,  
1945).    Как говорили,  
«брашно»   (брачное)  надо беречь  и 
в   нем  ложиться   в   гроб (Виноградов
Г., 1923, 27). Венчальная рубаха, обычно сохранявшаяся всю жизнь, часто
служила и погребальной. Предметы, в том числе одежда, бывшие в церкви во время
обрядового   богослужения,   по  воззрениям
крестьян,   имели   особое   значение. Возможно,
однако, что корни этого обычая — надевать брачную (обычно лучшую)  
одежду   умершему — восходят  еще  к дохристианской древности.  
Погребальную одежду шили и заново.
Упоминания о новой одежде для покойника очень часты при описании
погребальных обычаев у русских,   украинцев  
и   белорусов.   Но наряду с новой одеждой был и такой
обычай: хоронили в той самой рубахе, в которой человек умер. Или же клали эту
рубаху с ним в домовище, а новую одевали на него (Олонецкая губ.; Шейн, 
1900,  793). Обычай заранее заготовлять смйптную  
или   смерётную   одежду   был широко
распространен и сохранился до нашего времени. Иногда заготовленную рубаху шили
не до конца, оставив не вырезанным ворот или не доделав другие детали, которые
доделывали покойному уже после смерти (Пермская губ.; Кремлева, 1978).
Материал для одежды   в  XIX в. был домотканым, а к концу XIX— началу XX                       |