{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
поперек на две
домовины из-за поверья, что при воскресении покойник должен быть подпоясанным (Романов,
1912, 531). Женщинам голову покрывали чепцом, сорокой или повойником, а
сверху платком или наметкой. Мужчинам одевали шапку или клали ее сбоку, когда
же священник возражал против, одевания шапки, ее -прятали под подушку (Романов,
1912, 533).
Специальной
одеждой умерших были саван и куколь.
Саван входил в комплекс погребальной одежды у русских и одевался поверх
домашнего платья, как бы заменяя верхнюю
одежду (Шереметева, 1929, 44). Д. К. Зеленин полагал, что этот
обычай обусловлен тем, что ранее славяне жили в более теплом климате (2е1етп,
1927, 322). Саван шили из двух или трех полотнищ холста, сшитых друг с
другом длинными сторонами; сшивали его и с одной поперечной стороны, и получался как бы мешок, одевавшийся на
голову2. Саваном обертывали человека и накрывали его сверху. Иногда
вместо савана тело окутывали куском холста и обвивали длинной полосой ткани. По
савану пеленали тесьмой — специальным свивальником, как это было у
старообрядцев Пермской губ. Свивали так, чтобы тесьма скрещивалась спереди (Обозрение, 1863, 163).
Из описаний украинских погребальных
обычаев видно, что гроб (трупу, трумно,
деревище, домовйще) обивали внутри серпанкой (нам1т-кой) — грубой
холщовой или хлопковой рединкой или тонкой рубашкой (Милорадович, 1897,
168). Старых женщин, кладя в домовину, завертывали в нам1тку поверх свитки (Чубинский,
1877, 702). (См. Приложение). Под голову обычно клали сено, стружки
(оставшиеся после изготовления труны), васильки, иног
да
мак (это имело ритуальное значение) (Чубииский, 1877, 707). Белый холст или миткаль постилали поверх березовых листьев (распустив новый веник),
которыми набивали и подушку, положив в нее ароматические травы (полынь и др.),
иногда — ку-- дель (Романов, 1912, 525). Обычай класть березовые листья
(или даже весь веник) был распространен у
всех трех народов. Но кудель в некоторых местах не клали, опасаясь
неурожая льна (Смирнов В., 1920, И).
По-видимому,
у украинцев и белорусов в XIX—начале XX в. чаще, чем
сшитый саван, применялась ткань, служившая подстилкой и покрышкой. Известное подтверждение этому —
сведения об украинцах
|