{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах


поперек на две домовины из-за по­верья, что при воскресении покойник должен быть подпоясанным (Рома­нов, 1912, 531). Женщинам голову покрывали чепцом, сорокой или по­войником, а сверху платком или на­меткой. Мужчинам одевали шапку или клали ее сбоку, когда же свя­щенник возражал против, одевания шапки, ее -прятали под подушку (Романов, 1912, 533).

Специальной одеждой умерших бы­ли саван и куколь. Саван входил в комплекс погребальной одежды у русских и одевался поверх домаш­него платья, как бы заменяя верх­нюю одежду (Шереметева, 1929, 44). Д. К. Зеленин полагал, что этот обычай обусловлен тем, что ранее славяне жили в более теплом кли­мате (2е1етп, 1927, 322). Саван шили из двух или трех полотнищ холста, сшитых друг с другом длинными сто­ронами; сшивали его и с одной по­перечной стороны, и получался как бы мешок, одевавшийся на голову2. Саваном обертывали человека и на­крывали его сверху. Иногда вместо савана тело окутывали куском холста и обвивали длинной полосой ткани. По савану пеленали тесьмой — спе­циальным свивальником, как это было у старообрядцев Пермской губ. Свивали так, чтобы тесьма скрещи­валась спереди (Обозрение, 1863, 163).

Из описаний украинских погре­бальных обычаев видно, что гроб (трупу, трумно, деревище, домовйще) обивали внутри серпанкой (нам1т-кой) — грубой холщовой или хлоп­ковой рединкой или тонкой рубаш­кой (Милорадович, 1897, 168). Ста­рых женщин, кладя в домовину, завертывали в нам1тку поверх свитки (Чубинский, 1877, 702). (См. Прило­жение). Под голову обычно клали сено, стружки (оставшиеся после изготовления труны), васильки, иног


да мак (это имело ритуальное значе­ние) (Чубииский, 1877, 707). Белый холст или миткаль постилали поверх березовых листьев (распустив новый веник), которыми набивали и по­душку, положив в нее ароматические травы (полынь и др.), иногда — ку-- дель (Романов, 1912, 525). Обычай класть березовые листья (или даже весь веник) был распространен у всех трех народов. Но кудель в некоторых местах не клали, опасаясь неурожая льна (Смирнов В., 1920,  И).

По-видимому, у украинцев и бе­лорусов в XIX—начале XX в. чаще, чем сшитый саван, применя­лась ткань, служившая подстилкой  и покрышкой. Известное подтвержде­ние этому — сведения об украинцах