{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
1872, 124). Раздача предметов
одежды практиковалась и при похоронах людей любого
возраста. Погребица — одежда (сарафан,
кафтан, скатерть, холст и пр.), положенная на крышку
одной или
нескольких ночей раскладывали на окнах| и
крыльцах^ соседей ценные вещи — платки, ситец, как бы
обязывая этим односельчан поминать умершего (Смирнов
В., 1920, 23). Копальщикам за поминальным столом дарили
полотенца,|то-чиво на портянки, варежки и пр. Во
Владимирской губ. дедушке умывальнику, наряжальнику
отдавали одежду покойного, шапку, обувь,
«чтобы покойник не зяб» (Завойко, 1914,
93). Однако ношение одежды покойного не всегда
считалось безопасным. Если
погробщина будет употреблена на рубашку, то носящему
ее будет «сниць нябощика» (Ники-форовский,
1897, 289). В связи с этим применялись разные предохранительные,
очистительные действия. Одежду и постель вывешивали на шесть недель в
курятнике, чтоб петух своим криком очистил их (2е1етп, 1927, 324).
Похороны
с элементами свадеб- ;
ной обрядности были и у
многих ] соседей восточных славян. Упомяну здесь о мордовском
обычае при похоронах девушки устраивать
имитацию свадьбы (Кавтасъкин, 1974,
268), а также об обряде венчания покойников у немцев Поволжья: умершую
девушку рассматривали как невесту и одевали ей свадебный венок. Обряд этот, по
словам Е. Г. Кага-рова, имел международный характер: был у южных и
западных славян и у многих народов Западной Европы. По мнению этого исследователя,
обряд венчания покойников прошел несколько
стадий в своем развитии, восходя к древнейшей форме погребения девушки или
женщины вместе с умершим мужем
или женихом. Последний этап этого обряда — выполнение
символического брака, в связи с представлением о необходимости
брака как на земле, так и в загробной жизни (Кагаров,
1936, 108).
Раздача платков, рушников, одежды проводилась на похоронах-свадь-
описывая языческие' погребальные-обычаи у славян,
полагал, что древнейшим способом погребения было захоронение тела в землю — в
поле, в лесу и в жилище {Котляревский, 1868, 222-231).
Платок
имел большое значение в погребальных
обычаях, ассоциируясь с горем и слезами. Платок или
косыночку давали в руки умершему для того, чтобы он мог утереть
слезы, когда пойдет по своим мытарствам {Завойко, 1914,
93). Платок бросали в могилу, чтобы расстаться с тоскою; по другим сведениям,
чтобы не бояться покойника. У кержаков Нижнего Тагила _
бросание платка в могилу называлось последняя разлука {Крупянская,
1971, 84).
Холст, новина
употреблялисьв обычае первой встречи или стрешника, ■
зафиксированном в Костромской,.--Владимирской,
Пермской, Олонецкой губерниях. Он состоял в том, что первому встречному
(мужчине или женщине) при выносе тела из дома надо-было отдать
кусок новины (ситца,, коленкора) длиною
в рост покойника (с завернутым в ткань пирогом,
хлебом, иногда — деньгами), с зажженной
свечой. Принять первую, встречу
считалось за счастье, так как умерший якобы
обеспечивал «пер- ■ вому встречному» охрану на «том свете» {Завойко, 1914,
94).
|