{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

1872, 124). Раз­дача   предметов   одежды   практико­валась и при похоронах людей лю­бого  возраста.  Погребица — одежда (сарафан,   кафтан,   скатерть,   холст и пр.), положенная на крышку

одной или нескольких ночей раскла­дывали  на   окнах| и   крыльцах^ со­седей ценные вещи — платки, ситец, как   бы   обязывая   этим   односель­чан поминать умершего (Смирнов В., 1920, 23). Копальщикам за поминаль­ным  столом дарили  полотенца,|то-чиво  на  портянки,   варежки  и пр. Во Владимирской губ. дедушке умы­вальнику,   наряжальнику   отдавали одежду   покойного,   шапку,   обувь, «чтобы покойник  не   зяб»   (Завойко, 1914, 93).   Однако   ношение  одежды покойного не всегда считалось безо­пасным.    Если    погробщина    будет употреблена на рубашку, то носящему ее   будет  «сниць  нябощика»   (Ники-форовский, 1897, 289). В связи с этим применялись разные предохранитель­ные, очистительные действия. Одежду и постель вывешивали на шесть не­дель в курятнике, чтоб петух своим криком очистил их (2е1етп, 1927, 324).

 

Похороны   с   элементами   свадеб-    ; ной   обрядности  были  и   у  многих    ] соседей восточных славян. Упомяну здесь о мордовском обычае при по­хоронах   девушки   устраивать   ими­тацию   свадьбы   (Кавтасъкин,   1974, 268), а также об обряде венчания по­койников у немцев Поволжья: умер­шую девушку рассматривали как не­весту и одевали ей свадебный венок. Обряд этот, по словам Е. Г.  Кага-рова, имел международный характер: был у южных и западных славян и у многих народов Западной Европы. По мнению этого исследователя, об­ряд   венчания   покойников   прошел несколько стадий в своем развитии, восходя к древнейшей форме погре­бения девушки или женщины вместе с   умершим   мужем   или   женихом. Последний этап этого обряда — вы­полнение     символического     брака, в связи с представлением о необхо­димости брака как на земле, так и в  загробной жизни  (Кагаров,   1936, 108).

Раздача платков, рушников, одеж­ды проводилась на похоронах-свадь-

описывая языческие' погребальные-обычаи у славян, полагал, что древ­нейшим способом погребения было захоронение тела в землю — в поле, в лесу и в жилище {Котляревский, 1868,  222-231).

Платок   имел   большое   значение в   погребальных   обычаях,    ассоци­ируясь с горем и слезами.  Платок или косыночку давали в руки умер­шему для того, чтобы он мог утереть слезы,   когда  пойдет по  своим мы­тарствам {Завойко, 1914, 93). Платок бросали в могилу, чтобы расстаться с тоскою; по другим сведениям, чтобы не бояться покойника. У кержаков Нижнего   Тагила _ бросание   платка в могилу называлось последняя раз­лука {Крупянская, 1971, 84).

Холст, новина употреблялисьв обы­чае первой встречи или стрешника, ■    зафиксированном    в     Костромской,.--Владимирской, Пермской, Олонецкой губерниях. Он состоял в том, что пер­вому встречному (мужчине или жен­щине) при выносе тела из дома надо-было  отдать  кусок  новины  (ситца,, коленкора)   длиною   в   рост  покой­ника (с завернутым в ткань пирогом, хлебом,   иногда — деньгами), с заж­женной   свечой.    Принять    первую, встречу  считалось   за   счастье,   так как умерший якобы обеспечивал «пер- ■ вому встречному» охрану на «том све­те» {Завойко, 1914, 94).