{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

Холст,   полотенца,   хустки,   ска­терти   использовались   в   поминаль­ные дни. Общих поминальных дней, когда поминали родителей, было не­сколько  в  году   {деды — рус;   дзя-ды — бел.; сЧды, могилки, гробки — укр.) в. В эти дни на вымытые полы н лавки стелили холст,  вешали на тябло   чистое   полотенце,    которым утирались родители, приходя ночью по разостланному полотну (Вятская, Костромская губернии; Смирнов В., 1920, 21). В эти дни обычно  ходили

на кладбище, застилали скатертью или холстом могилу, раскладывая на ней поминальные кушанья, часто — яйца. Упомяну здесь о так называе­мых обреченных предметах. Обречен­ными назывались полотенца и фар-тушки на могильных крестах (и на крестах на росстанях), которые ве­шали, выполняя обещания повесить их в случае выздоровления от.бо­лезни. На могилу бросали пояс — у кого не было детей (Брянский ок­руг; Лебедева Н., 1929).

Атрибуты снаряжения] покойника

Предметы,  которые  клали  в  домо­вину, по существовавшим представ­лениям, могли   понадобиться умер­шему «на том свете».  Клали мыло 8 и  гребень,   которыми  пользовались при   мытье   и   расчесывании   волос покойника.   Помещали   в   домовину полотенце,   которым   его   утирали, и личные вещи покойного.  У бело­русов,   например,   клали  трубку  и табак, табакерку (если он при жизни нюхал табак); к поясу привешивали сумочку — калиту   и   грибенец,   за пазуху затыкали хустку, т. е. все, что могло понадобиться покойному в «дальней дороге» и за что он будет благодарен своим родным (Цикифо-ровский,   1897,   286).   Клали   смену белья;  женщинам — иголку  с  нит­кой   {Карский,   1916,  297).   Обычай класть запасную одежду покойнику имелся и у соседних народов, в част­ности, он отмечен у коми-пермяков: мужчине   клали   рубаху   и   порты, женщине — две-три рубахи и столько жедубасов — сарафанов {Рогов, 1860, 123), а у народов Сибири одевали на умершего все его платья или клали с ним в мешке {Семейная, 1980, 120, 132,  144).

Иногда в могилу помещали инстру­мент, соответствовавший роду заня-

тий умершего {Малинка, 1898, 102). В восточных русских губерниях было в обычае класть лыко и кочедык для плетения лаптей (Костромская, Ни­жегородская губернии). В Инсаров-ском у. Пензенской губ. этому да­вали такое объяснение: чтоб умерший плел лапти для себя для других ранее умерших {Зеленин, 1914, 986). Клали хлеб-соль, иногда баранки, яблоки, водку, чему, как правило, проти­вился священник {Абрамов, 1907, 57).

Цвет погребальной одежды и траур

Белый цвет преобладал в погребаль­ной одежде восточных славян. У муж­чин — белые сорочка и штаны, чулки, войлочная шапка; у женщин — ру­баха-сорочка, сарафан, сподница, бе­лая свхтка, белая нам!тка или хустка и т. д. Трауром для близких служила обычная одежда, но без украшений: понева «без нарядок», белые рубаха и касталан, белый платок.