{::Введение ::}
Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах
Холст,
полотенца, хустки, скатерти
использовались в поминальные дни. Общих поминальных
дней, когда поминали родителей, было несколько в году {деды
— рус; дзя-ды — бел.; сЧды, могилки, гробки —
укр.) в. В эти дни на вымытые полы н лавки стелили холст,
вешали на тябло чистое полотенце,
которым утирались родители, приходя ночью по разостланному полотну (Вятская,
Костромская губернии; Смирнов В., 1920, 21). В эти дни обычно
ходили
на кладбище, застилали
скатертью или холстом могилу, раскладывая
на ней поминальные кушанья, часто — яйца. Упомяну здесь о так называемых обреченных предметах. Обреченными
назывались полотенца и фар-тушки на могильных крестах (и на крестах на
росстанях), которые вешали, выполняя обещания повесить их в случае
выздоровления от.болезни. На могилу бросали пояс — у кого не было детей
(Брянский округ; Лебедева Н., 1929).
Атрибуты снаряжения] покойника
Предметы,
которые клали в домовину, по существовавшим представлениям,
могли понадобиться умершему «на том свете». Клали мыло 8
и гребень, которыми пользовались при
мытье и расчесывании волос покойника. Помещали
в домовину полотенце, которым
его утирали, и личные вещи покойного. У белорусов,
например, клали трубку и табак, табакерку (если он при
жизни нюхал табак); к поясу привешивали сумочку — калиту
и грибенец, за пазуху затыкали хустку, т. е. все, что
могло понадобиться покойному в «дальней дороге» и за что он будет благодарен
своим родным (Цикифо-ровский, 1897,
286). Клали смену белья; женщинам — иголку
с ниткой {Карский,
1916, 297). Обычай класть запасную одежду
покойнику имелся и у соседних народов, в частности, он отмечен у
коми-пермяков: мужчине клали рубаху
и порты, женщине — две-три
рубахи и столько жедубасов — сарафанов {Рогов, 1860, 123), а у
народов Сибири одевали на умершего все его платья или клали с ним в мешке {Семейная,
1980, 120, 132, 144).
Иногда в могилу помещали инструмент, соответствовавший роду заня-
тий умершего {Малинка,
1898, 102). В восточных русских губерниях было в обычае класть лыко и
кочедык для плетения лаптей (Костромская, Нижегородская губернии). В
Инсаров-ском у. Пензенской губ. этому давали
такое объяснение: чтоб умерший плел лапти для себя для других ранее
умерших {Зеленин, 1914, 986). Клали хлеб-соль, иногда баранки, яблоки,
водку, чему, как правило, противился
священник {Абрамов, 1907, 57).
Цвет погребальной одежды и траур
Белый цвет преобладал
в погребальной одежде восточных славян. У
мужчин — белые сорочка и штаны, чулки, войлочная шапка; у женщин — рубаха-сорочка,
сарафан, сподница, белая свхтка, белая нам!тка или хустка и т. д. Трауром для
близких служила обычная одежда, но без украшений: понева «без нарядок», белые
рубаха и касталан, белый платок.
|